Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История отношений Великобритании и ЕС

© AP Photo / Frank AugsteinФлаги Великобритании и Европейского союза в Лондоне. Архив
Флаги Великобритании и Европейского союза в Лондоне. Архив
Подробнее об истории отношений Великобритании и ЕС читайте в справке РИА Новости.

В 1957 году было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, предшественник современного ЕС). Его участниками стали шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция. Целью ЕЭС стало создание единого экономического пространства путем повышения уровня экономического развития его участников. Великобритания отказалась присоединиться к сообществу, поскольку считала, что оно не имело торгово-экономических перспектив. В то время британские власти и бизнес-сообщество делали ставку на расширение связей с США и членами британского Содружества.

В 1960 году в противовес Европейскому экономическому сообществу по инициативе Великобритании была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В нее вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

В 1962 и 1967 годах Великобритания подавала заявления о приеме в ЕЭС, но им воспрепятствовала Франция. Главным противником вступления Великобритании в ЕЭС был президент Франции Шарль де Голль, считавший, что в силу своих особых связей с США Великобритания будет играть в объединении негативную роль, подрывая его единство и самостоятельность в отношениях с США. Переговоры о вступлении Великобритании в Европейское Сообщество начались только в 1969 году, вскоре после отставки де Голля.

В 1972 году Великобритания вышла из ЕАСТ, а с 1 января 1973 года стала членом Европейского экономического сообщества.

С первых лет пребывания в ЕЭС (с ноября 1993 года — Европейский Союз, ЕС) Великобритания стремилась сохранить максимально возможную самостоятельность в значимых экономических и политических вопросах. В частности, страна не присоединилась к важнейшим интеграционным проектам: Шенгенскому соглашению (1995) об отмене визового контроля на общих границах и введению единой европейской валюты — евро (1999). В марте 2012 года Лондон на саммите ЕС отказался подписать так называемый Бюджетный пакт, пролоббированный Берлином и Парижем и вводивший строгие правила финансовой дисциплины.

Вклад Великобритании в бюджет ЕС оценивается примерно в 11,3 миллиарда евро в год.

У Великобритании неоднократно возникали разногласия с партнерами по Евросоюзу. Они подогревались наличием в Соединенном Королевстве влиятельных политических и общественных сил, выступавших (и выступающих) против участия страны в ЕС на том основании, что это ограничивает национальный суверенитет и сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. В последние годы и в заявлениях руководства, и в документах правящей партии звучало требование пересмотра баланса полномочий между Лондоном и Брюсселем. Тори грозились выйти из Хартии основополагающих прав ЕС, ограничить юрисдикцию Евросуда, пересмотреть законы ЕС о занятости, внести изменения в директиву о продолжительности рабочей недели (в частности, отменить 48-часовой максимум), реформировать общую аграрную политику, на которую уходит 40% бюджета ЕС, и пр.

В 2011 году на фоне экономического кризиса в Великобритании усилилось недовольство пребыванием страны в Евросоюзе. Депутат-консерватор Дэвид Наттэлл поднял вопрос о референдуме по вопросу о членстве Великобритании в ЕС. Соответствующую петицию подписали более 100 тысяч граждан Великобритании.

Однако 25 октября 2011 года депутаты парламента Великобритании подавляющим большинством голосов (483 из 650) проголосовали против подготовки референдума. Голосованию предшествовали пятичасовые дебаты. Во вступительном слове премьер-министр

Великобритании Дэвид Кэмерон попросил парламентариев проголосовать против проведения референдума, подчеркнув, что сейчас для него не самое лучшее время, так как Европа переживает кризис.

В январе 2013 года премьер-министр Дэвид Кэмерон в своей программной речи объявил, что Британия может провести референдум по вопросу выхода из Европейского союза в конце нынешнего десятилетия, если на выборах 2015 года возглавляемая им консервативная партия одержит победу.

По итогам состоявшихся 7 мая 2015 года всеобщих выборов консерваторы получили 36,9% голосов избирателей (против 30,4% голосов, полученных лейбористами) и обеспечили себе абсолютное большинство в палате общин (нижняя палата парламента). Лидер тори Дэвид Кэмерон сформировал однопартийное правительство.

28 мая 2015 года правительство Великобритании внесло в парламент законопроект о референдуме по выходу Британии из ЕС. Вопрос референдума в законопроекте был сформулирован как "Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского Союза?" Срок проведения референдума обозначен как "не позднее 31 декабря 2017 года".

В июне 2015 года палата общин законопроект поддержала.

10 ноября 2015 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил об официальном начале кампании за изменение условий членства Великобритании в ЕС.

Кэмерон направил письмо председателю Европейского совета, в котором указал требования Лондона к Евросоюзу. Они подразделяются на четыре группы:

1) сокращение Великобританией миграционного потока из ЕС (в том числе введение четырехлетнего запрета на получение этими мигрантами социальных пособий; введение полугодового запрета на пособия по безработице для мигрантов из ЕС; ужесточение правил депортации мигрантов-преступников и пр.);

2) улучшение конкурентоспособности (ликвидация бюрократических преград, каких-либо ограничений на перемещение капиталов, товаров и услуг);

3) укрепление британского суверенитета, в частности, отказ от обязательства двигаться "к более тесному союзу" (ever closer union), зафиксированному в основополагающем договоре ЕС;

4) изменения в валютной сфере (в частности, недопустимость дискриминации стран, не входящих в зону евро, навязывания им каких-либо решений странами еврозоны; внесение изменений, в том числе касающихся создания банковского союза, только на добровольной основе и пр.).

Кэмерон связал себя обещанием голосовать на референдуме за выход из ЕС в том случае, если эти условия не будут удовлетворены.

С ноября, когда Кэмерон предъявил список требований, службы Евросовета и Еврокомиссии вели с Лондоном интенсивные переговоры, согласовывая подробности возможной сделки.

19 февраля 2016 года стало известно, что лидеры стран Евросоюза после двухдневных дебатов согласовали с Великобританией новые условия ее членства в союзе, на которых британский премьер-министр Дэвид Кэмерон поддержит сохранение его страны в ЕС на предстоящем референдуме.

Страны-члены согласовали текст документа, который вступит в силу в день, когда британское правительство уведомит генсекретариат Совета ЕС о решении Великобритании остаться членом Евросоюза по итогам референдума. Прежде всего, лидеры договорились прописать в основополагающих договорах союза неприменимость к Великобритании стремления к "все более сплоченному союзу", указанному в Договоре о функционировании Европейского Союза.

ЕС также пошел навстречу требованию Лондона и обозначил в решении норму, согласно которой национальные парламенты могут инициировать приостановку Советом ЕС рассмотрения законодательного акта, если обосновано его несоответствие принципу делегирования полномочий в ЕС.

Страны-члены ЕС также поручили ЕК подготовить предложения законодательных поправок, чтобы удовлетворить требования Великобритании о сокращении пособий на тех детей мигрантов, которые проживают за пределами страны, выплачивающей пособия.

Еврокомиссия также выступит с предложением по внесению поправок в законодательство о свободном передвижении работников в ЕС, чтобы выполнить наиболее проблемное требование Лондона — разрешить заморозку социальных выплат мигрантам из стран ЕС при чрезмерной нагрузке системы социального обеспечения.

Страны-члены согласился с необходимостью продолжать углубление монетарного союза — еврозоны. Меры, целью которых является дальнейшее углубление экономического и валютного союза, будут "добровольными" для стран ЕС, чьей валютой не является евро, однако эти страны смогут присоединиться к их имплементации. Государства, которые не участвуют в углублении монетарного союза, не должны будут создавать препятствий к такому углублению, но, напротив, должны будут ему способствовать.

Антикризисные меры, направленные на сохранение финансовой стабильности еврозоны, не будут затрагивать бюджеты стран ЕС, не применяющих евро или которые не участвуют в создании в ЕС банковского союза (распространяется на страны еврозоны и государства союза, желающие принять в нем участие).

При этом любая страна-член ЕС может вынести на обсуждение саммита вопросы, связанные с выполнением этого решения.

Референдум в Великобритании по вопросу о сохранении членства в ЕС состоится 23 июня. Вопрос, который будет поставлен на голосовании, звучит так: "Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза или выйти из Европейского союза?".

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон исключает возможность второго референдума по сохранению членства в ЕС. По его словам, пересмотра этого вопроса с последующим референдумом не будет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала