Вертолет Ми-2 — легкий многоцелевой вертолет. Кодовое наименование НАТО – "Хоплайт".
Разрабатывался как замена легкому вертолету Ми-1 первого поколения. Правительственный заказ на его разработку в сельскохозяйственном, пассажирском, транспортно-санитарном и учебном вариантах ОКБ Михаила Миля получило в мае 1960 года.
Вертолет стал первым в СССР вертолетом с газотурбинными двигателями, который создавался специально для гражданской сферы деятельности, и первым в мире легким вертолетом с двумя ГТД.
Разработка силовой установки была поручена ленинградскому ОКБ-117 главного конструктора Сергея Изотова. Созданный им ГТД-350, хотя и уступал зарубежным аналогам по удельным параметрам, позволил ОКБ Миля быстро разработать новый легкий вертолет второго поколения.
Ми-2 по своим размерам был близок к Ми-1, но имел значительно большую пассажировместимость (8 пассажиров вместо 3). Для сокращения сроков разработки в конструкции была использована часть узлов Ми-1 (главный редуктор, трансмиссия, несущий винт). В январе 1961 года комиссией был утвержден макет вертолета. К августу на заводе №329 был готов первый прототип. 22 сентября летчик-испытатель Герман Алферов впервые поднял его в небо. В октябре начались государственные испытания. В декабре 1961 года взлетел второй прототип в сельскохозяйственном варианте. Испытания продолжались до 1967 года.
В сентябре 1962 года опытный В-2 был показан представителям правительств СССР и ПНР. Серийное производство началось в конце 1963 года на вертолетном заводе WSK "Свидник" под Люблином (Польша). Поляки первоначально хотели назвать вертолет SM-3, но по настоянию советской стороны вернулись к названию Ми-2. 26 августа 1965 года совершил первый полет первый серийный Ми-2, собранный из советских деталей. 4 ноября 1965 года взлетел вертолет, целиком изготовленный на "Свиднике". В 1967 году серийный Ми-2 экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже (Франция).
Ми-2 построен по одновинтовой схеме с трехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок состоит из кабины экипажа, пассажирской кабины и хвостовой балки с управляемым стабилизатором. Силовая установка состоит из 2 газотурбинных двигателей ГТД-350 с редуктором ВР-2 и размещается в надстройке над фюзеляжем (кабане).
Несущий и рулевой винты первоначально были взяты от Ми-1, но позже заменены новыми. Шасси трехопорное, неубирающееся. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси. Топливо размещается в основном баке под полом кабины емкостъю 600 л. Предусмотрена возможность установки двух дополнительных баков по 238 л по бокам кабины. Система управления бустерная с гидроусилителями. Вертолет оборудован грузовой стрелой-лебедкой и системой внешней подвески грузоподъемностью 800 кг.
Вертолет Ми-2 может применяться в качестве пассажирского, транспортно-санитарного, сельскохозяйственного, связного, спасательного, учебного, патрульного, разведывательного, аэрофотосъемочного авиасудна.
Всего инженерами "Свидника" разработано 24 модификаций вертолета. За создание Ми-2 группа сотрудников Московского вертолетного завода во главе с Михаилом Милем была награждена польскими орденами и медалями.
В СССР Ми-2 применялся в ВВС, гражданской авиации, ДОСААФ, авиации погранвойск, авиации внутренних войск МВД, ГАИ, полярной авиации (и в Арктике, и в Антарктике). Использовался он и в качестве корабельного на ледоколах. В 1963 и 1965 годах на Ми-2 было установлено два мировых рекорда скорости.
В боевых условиях Ми-2 применялся во время Октябрьской войны (1973), Афганской войны (1979-1989), конфликте Перу с Эквадором (1995). В 1986 году несколько вертолетов принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В качестве экспонатов вертолеты Ми-2 различных модификаций имеются в музеях в Москве, Монино, Ульяновске, Минеральных Водах, Киеве, Котбусе (Германия) и других городах. В качестве памятников Ми-2 установлены в Кургане, Санкт-Петербурге, Якутске. На Ми-2 летал главный герой фильма Георгия Данелии "Мимино" (1977).
Летно-технические характеристики Ми-2:
Двигатели — ГТД-350
Взлетная мощность — 2х400 э.л.с.
Диаметр несущего винта — 14,5 м
Габариты:
длина вертолета с вращающимися винтами — 17,42 м
длина фюзеляжа (без рулевого винта) — 12,0 м
ширина фюзеляжа — 1,54 м
высота до втулки несущего винта — 3,75м
Габариты пассажирской кабины:
длина — 2,27 м
ширина — 1,4 м
высота — 1,2 м
Масса:
пустого вертолета — 2350 кг
взлетная нормальная — 3550 кг
взлетная максимальная – 3700 кг
Максимальная коммерческая нагрузка:
в фюзеляже – 1000 кг
на внешней подвеске – 800 кг
Количество пассажиров – 8 человек
Запас топлива:
основные баки — 1076 л
ПТБ – 600 л
Скорость:
максимальная у земли — 210 км/ч
крейсерская – 190 км/ч
Потолок:
статический с учетом влияния земли — 1700 м
динамический – 4000 м
Скороподъемность — 4,5 км/ч
Дальность полета:
практическая – 355 км
перегонная – 620 км
Экипаж – 1 человек.