Ульяновский завод "Авиастар" является одним из крупнейших предприятий авиастроительной отрасли России. Два месяца назад на заводе сменился руководитель. Новый управляющий директор предприятия Андрей Капустин рассказал РИА Новости о перспективах и ключевых проектах предприятия.
— Вы были назначены директором предприятия два месяца назад. Каковы ваши ключевые задачи на посту руководителя завода "Авиастар"?
— Задачи были четко определены практически сразу. Это прежде всего снижение трудоемкости производства нашей продукции. Сейчас мы приобретаем новейшее оборудование, которое позволит нам снизить затраты на изготовление самолетов. Также принимается комплекс мер, направленных на сокращение до минимума того, что связано прежде всего с неритмичностью работы отдельных производств. Завод долгое время простаивал, но в последние годы его загрузили новыми программами. Система производственного планирования и управления предприятием требует модернизации для этих масштабных задач.
— На каких основных проектах предприятие сосредоточится в этом и в следующем году?
Вторая по важности программа — это изготовление панелей фюзеляжа, люков и дверей для нового пассажирского самолета МС-21.
Совместно с ЗАО "Аэрокомпозит-Ульяновск" мы делаем до 60 % комплектующих для этого самолета. Выход самолета в серийное производство предполагается в 2018 году. Третье направление нашей работы — это легкий транспортный самолет Ил-112В.
— В январе текущего года на заводе должна была начаться работа по строительству сразу пяти Ил-76МД-90А. В какой стадии сейчас строительство этих самолетов? Сколько самолетов в этом году могут быть переданы заказчику?
— В этом году по производственной программе Ил-76МД-90А не планируется передавать серийные машины заказчику. Три такие машины мы передадим по плану в 2017 году. После чего предполагается существенное наращивание объемов выпуска, вплоть до 18 самолетов в год. Это очень большой объем производства, и к этому нужно серьезно подготовиться. Программа технического перевооружения и прочие организационные мероприятия должны быть к этому моменту в основном завершены.
Еще один важный проект — строительство перспективного топливозаправщика Ил-78М-90А, который также ранее производился в Ташкенте. Сейчас первый экземпляр изготавливается на нашем заводе. В дальнейшем этот самолет также должен выйти в серию. Мы надеемся, что тот предварительный заказ на 30 машин, который ранее был озвучен, будет законтрактован министерством обороны РФ. По всем транспортным самолетам серии Ил-76 сейчас идет большая работа с целью их дальнейшего продвижения на рынок для отечественных и зарубежных авиакомпаний. Это очень перспективный самолет для авиарынка. Думаю, что благодаря запуску в серию этих воздушных судов сотни миллионов долларов могут прийти в Россию.
— В какие страны может поставляться модернизированный самолет Ил-76МД-90А?
— Проведением переговоров по поставкам воздушных судов занимается ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и другие уполномоченные организации. Мы предоставляем для ОАК всю необходимую информацию о характеристиках самолета и его производстве. Далее совместно с разработчиками — АО "Ил" — определяются стоимостные показатели воздушных судов. Но мы получаем звонки и обращения по этому самолету и у себя на заводе. Это говорит о широкой географии интереса среди заказчиков. Проявляют заинтересованность страны СНГ, страны Юго-Восточной Азии, страны Африки. Поэтому перспективы у этой машины очень хорошие.
— Когда будет изготовлен первый опытный топливозаправщик Ил-78М-90А?
— Этот самолет должен быть передан АО "Ил" для проведения испытаний примерно в декабре текущего года. Вопрос о запуске в серию будет решаться в 2017 году.
— На прошлой неделе в Иркутске был представлен самый современный на сегодняшний момент российский самолет МС-21. АО "Авиастар" является крупнейшим кооператором этого проекта. Как продвигается сейчас эта работа? Сколько комплектов деталей будет передано в Иркутск в этом году?
Предполагается, что объем заказов по МС-21 будет кратно увеличиваться в ближайшие годы. В Иркутск уже отправлены комплекты панелей фюзеляжа на первый и второй самолеты. Началась поставка агрегатов на третий МС-21 – в Иркутск отправлены первые панели фюзеляжа. В ближайшее время отправим на ИАЗ остальные агрегаты для третьего самолетокомплекта. До конца года планируется полностью изготовить все агрегаты на четвертый самолет. Мы получили новый заказ еще на четыре машинокомплекта, отгрузку агрегатов на которые планируется начать с конца 2016 года.
— Ранее сообщалось, что есть некое отставание по программе МС-21, которое составляет около трех месяцев, и это связано с изготовлением и поставкой первого композитного крыла, которое как раз изготавливают в Ульяновске. В СМИ сообщалось, что из-за этого первый полет МС-21 будет отложен до декабря. Какая у вас последняя информация, когда может состояться полет МС-21 и как сейчас идет подготовка к нему?
— Пока первый полет МС-21 планируется на декабрь 2016 года. Я думаю, что эти сроки выполнимы, хотя более корректно адресовать вопросы по программе головной организации – корпорации "Иркут".
— Как в целом вы оцениваете перспективы проекта МС-21?
— Как сейчас идет работа по созданию элементов самолета Ил-112В? Когда будут переданы комплекты для двух первых опытных самолетов?
— Первые панели фюзеляжа, которые изготовлены на "Авиастаре", были отправлены в Воронеж в мае этого года. Агрегаты для следующего летного образца также будут изготовлены у нас в этом году. Сейчас пока собираются опытные машины. Программа производства самолета будет корректироваться и уточняться на Воронежском авиазаводе. Думаю, что легкий транспортный самолет Ил-112В также заинтересует рынок – и государственных заказчиков, и частные компании.
— Каков объем производства самолета Ту-204-300 на этот и на будущий год? Планируется ли поставлять этот самолет в другие ведомства и компании, кроме управделами президента?
— В этом году два самолета Ту-204-300 будут переданы специальному летному отряду управделами президента России. Один из них уже находится на летных испытаниях на аэродроме "Ульяновск-Восточный". Второй завод передаст на испытания через месяц. Сейчас идут переговоры о поставке еще трех машин для управделами президента на 2017-2018 годы. При этом закладка новых самолетов Ту-204-300 решением совета директоров "Авиастара" не производится. Сейчас на заводе остаются заделы на семь-восемь планеров, которые находятся в высокой степени готовности и которые мы должны реализовать.
Похожий продукт — самолет Ту-214 — изготавливается в Казани, поэтому было принято решение проект Ту-204 в Ульяновске законсервировать.
— Как идет работа по модернизации самолетов Ан-124-100 "Руслан"? Есть ли у завода планы по созданию другого тяжелого транспортного самолета, который может прийти на смену "Руслану"?
— Мы не можем сказать, что мы отказались от этого проекта. Но перспективы возобновления производства Ан-124, конечно, туманны. Во-первых, потому что есть определенные проблемы с Украиной, а конструкторское бюро "Антонов", которое является разработчиком самолета, находится в Киеве. Кроме того, сейчас уже не производятся двигатели, которые установлены на самолетах "Руслан". В настоящее время рассматриваются разные варианты по строительству совершенно нового российского самолета. Но пока этот проект находится в стадии разработки.
Сегодня на "Авиастаре" мы выполняем работы по техобслуживанию и ремонту самолетов Ан-124, которые были выпущены на нашем заводе. В принципе, это тоже дает немалую загрузку нашему предприятию. В этом году мы должны передать один глубоко модернизированный самолет государственному заказчику — министерству обороны РФ. В 2017 году планируется передать еще два модернизированных самолета.
— Возникают ли какие-то сложности с модернизацией самолетов "Руслан" из-за ситуации на Украине?
Второе – это конструкторское сопровождение модернизации и эксплуатации самолетов. На это у нас тоже нашлось свое решение. Россия обладает, пожалуй, большим, чем Украина, инженерным потенциалом в области авиации. У нас достаточно грамотных и квалифицированных авиационных инженеров, способных решить и эту проблему.