Алексей Дьяконов, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Сегодня каждый день является для человека временем испытаний на прочность, выносливость и просто на выживание. И не только человека, но и целых наций, будь то европейские нации, кажется, почти окончательно утратившие свои корни, или нация русская, находящаяся под огромным культурным, экономическим и политическим влиянием западных и проамериканских моделей развития. От того, насколько мы зависимы от этих моделей и что почерпнули из них, зависит, выживем ли мы как народ, как государство, как самостоятельная цивилизация, какой мы, несомненно, являемся.
Как житель Нижегородской области, я каждый день вижу степень влияния так называемого западного образа жизни на своих земляков и по примерам из нашей повседневной жизни могу делать определенные выводы, которыми хотел бы поделиться.
Разберемся, что же на практике представляет собой так называемый американский образ жизни? Прежде всего это сосредоточенность человека на удовлетворении своих потребностей, даже самых сомнительных, и чаще всего в ущерб другим и своей собственной стране. Это торжество воинствующего утилитаризма с его культом торговых центров и всепроникающим эгоизмом.
Здесь вспоминается голливудский фильм, в котором рассказывается об одной сверхуспешной американской семье, переехавшей жить в небольшой городок. Все бы хорошо, но с первой минуты фильма ясно, что семья какая-то странная. Она ведет образ жизни, сбивающий с толку жителей городка своей роскошью, своим потребительским отношением к вещам и людям. И жители города невольно вовлекаются в эту разрушительную, но на первый взгляд увлекательную игру: они обзаводятся совершенно ненужными им, но очень дорогими и пафосными вещами.
Всё просто и очевидно: провинциальный американский городок – это мир, а "идеальная семья" — американская система потребления. Бессмысленная и беспощадная, унижающая и уничтожающая человека и культуру со всеми вытекающими последствиями. В конечном счете один из героев фильма убивает себя, поскольку погряз в долгах и потерял семью в гонке за стандартом потребления.
До начала 1990-х годов советские люди были лишены возможности вести потребительский образ жизни. Мы жили своими особыми представлениями о том, что правильно, а что порочно. Крушение СССР и так и нереализованной идеи всеобщего равенства бросило нас, неискушенных в консьюмеризме, в объятия агрессивной западной системы потребления. Советские люди с упоением впитывали всё, что им было предложено с введением в стране свободного рынка, и в этом, как мне представляется, и состоит корень российский трагедии как "крупнейшей геополитической катастрофы XX столетия".
С потребительским бумом пришли не только новые возможности, но и все возрастающие потребности. На этой почве расцвели эгоизм, равнодушие к стране и к близким. Никто особо не задумывался о том, как новые "идеалы" влияют на нас и на нашу психику, что они делают с внутренним миром человека. И случилось то, чего многие не ожидали: мы почти умерли. Умерли как страна, как нация и люди — как уникальные личности. Это, возможно, спорное утверждение, но спорное оно лишь до тех пор, пока каждый из нас не спросит себя: а что дал мне культ потребления? Ответ очевиден: ничего, кроме ложных ориентиров и растерянности.
Как отмечает член Зиновьевского клуба Тимофей Сергейцев в книге "Судьба империи", "история народа – это история не крови и даже не история той или иной социальной организации, социального объединения, а история культуры, история мышления и деятельности".
Действительно, русский человек живет в уникальной среде. Он воспитан на православных идеалах и на великой русской культуре, а потому стремится к духовному совершенству и справедливости. Будучи же наполненным ощущением безграничных просторов родной земли, он обладает также огромной внутренней свободой.
Эти наблюдения подтверждаются, как только удается столкнуться с российской глубинкой и с настоящими русскими и российскими людьми, сохраняющими верность своей национальной культуре.
Нижегородская область — одна из российских глубинок. Здесь каждый год в конце мая библиотечное сообщество традиционно отмечает свой профессиональный праздник. В Нижегородской областной библиотеке в этом году поздравляли и награждали библиотекарей со всей области, ведь эти люди ежедневно совершают маленькие подвиги во имя сохранения русского духа, раскрывая читателям красоту родного края, веры и нашей славной истории. Их работа находит живой и искренний отклик в сердцах жителей городков и поселков.
Казалось бы, кто в наше время сплошных менеджеров, брокеров и дилеров готов тратить время на упражнения с народными, то есть "немодными" музыкальными инструментами? Однако с каждой исполненной песней становилось очевидно, что передо мной настоящие, живые, не целлулоидные люди, готовые отстаивать свои идеалы и отнюдь не материальные приоритеты.
С такими живыми людьми я встречался в разных районах нашей области – в Дзержинске, Балахне, Ветлуге – и каждый раз ловил себя на мысли, что эти люди непобедимы, несмотря на то, что и на них оказывает свое разрушительное влияние "западный образ жизни".
В середине XIX столетия известный нижегородский краевед и писатель Павел Иванович Мельников-Печерский, будучи по совместительству чиновником особых поручений министерства внутренних дел, много занимался вопросами старообрядцев, особенно нижегородских, проживавших в заволжских лесах. Тесное знакомство с этими людьми убедило Павла Ивановича, что на фоне стремительно гибнущего русского общества того времени (да-да, эта проблема тогда была не менее актуальна чем сегодня), "именно от старообрядцев придёт спасение России". Он отмечал, что эти люди, живущие вдали от столиц и соблазнов, держатся за старые обычаи и отеческую веру и что именно приверженность традиции спасет Россию от засилья чуждых ей идей. Думаю, что он был прав.
Российская глубинка — это старообрядцы нашего времени. Несмотря на ежедневные испытания на прочность, выносливость и просто на выживание, они устойчивы в своем здоровом консерватизме и настойчивы в желании оставаться настоящими людьми в любых обстоятельствах.
Они обладают оружием, имя которому — русская культура и православная вера, что и доказывают каждый день своей жизнью и самим фактом того, что презираемая многими российская глубинка жива и подает всем пример позитивно-созидательного отношения к жизни и к своему Отечеству.