Владимир Лепехин
В минувшее воскресенье по всей России прокатилась праздничная волна: в нашей стране и на некоторых сопредельных с нею территориях отмечали День России, а заодно – дни сотен и тысяч отдельно взятых городов и поселков.
В предыдущие годы праздник этот многие граждане России упорно называли "дополнительным выходным", сама же дата вызывала массу вопросов у тех, кто считает, что новая Россия оказалась в итоге хуже старого СССР и что праздновать аннигиляцию Советского Союза незачем – уместнее горевать.
В этом году, пожалуй, впервые за 24 года с момента учреждения названного праздника большинство россиян отметили его с явным пониманием того, что День России уже не разделяет граждан страны, но, напротив, сближает и сплачивает их, поскольку в нем есть место ценностям всей многовековой государственности нашей страны.
Естественно-историческая смена смыслов
Между тем большинству населения нашей страны, проголосовавшему на референдуме 1991 года за сохранение СССР (76,43 %), было понятно, что в начале 90-х годов прошлого века России незачем была независимость от самой себя, и упразднение Советского Союза, как бы кто к нему ни относился, – не повод для радости. Более того, кто-то наверняка понимал, что технология, реализованная в процессе "мирного развода" советских республик, может быть в скором времени опробована и на самой освободившейся от СССР Российской Федерации. После чего, например, русским не останется ничего иного, кроме как преобразовать День России в День Московии.
Вот почему после ухода Ельцина с поста главы государства названный праздник отмечался уже как просто День России, как праздник всех тех, кто считает Российскую Федерацию своей родиной и гордится ею.
День России постепенно наполнился патриотическим содержанием, в то время как квазидемократическая и антиимперская мифология либерал-реформаторов была вытеснена на периферию официально озвучиваемых в этот день смыслов.
Сегодня, в условиях нарастающих внешних угроз, такое понятие, как суверенитет России, вновь наполняется конкретным смыслом. Становится ясно, что свобода для русских и россиян по-прежнему актуальна. Вот только сам процесс национального освобождения понимается в нашей стране уже не как избавление от мнимых или сомнительных внутренних зависимостей (от "старых", советских или "имперских" традиций и стереотипов), но как преодоление зависимостей внешних, представляющих реальную угрозу для суверенитета и самого существования России.
События последних лет на Украине и в некоторых других бывших советских республиках показали суть и цену реальной независимости в современном мире, когда одни понимают свободу как возможность самосохранения в созидании, а для других она становится суицидальным основанием отказаться от всего святого.
Украина, Крым, Одесса и Донбасс показали разницу между той свободой, которая обретается в борьбе, и той мнимой независимостью, которая подразумевает добровольное холуйство. Симптоматично в связи с этим, что, когда россияне отмечали День суверенной России, а в Кремле награждали государственными премиями самых достойных людей страны, киевские власти радовались первому в истории этой страны гей-параду. По сути, в минувшее воскресенье миллионы россиян искренне и мощно праздновали тысячелетнюю силу своего национального Духа, в то время как пара тысяч киевлян пытались навязать Украине импортную радость обретения телесной разнузданности.
Ностальгия по СССР
Никогда раньше в процессе празднования Дня России не звучала так громко и отчетливо тема СССР. Такое ощущение, что еще немного – и День России трансформируется в День Советского Союза. Настолько сильна ностальгия значительной части населения многонациональной страны (во всяком случае – старшего поколения) по тем ценностям, которые были имманентны для СССР.
И здесь следует понимать истоки и содержание роста ностальгии людей по советскому времени. Полагаю, что в ней нет стремления вернуться к монополии "руководящей и направляющей силы", как рассказывают нам сегодня в предвыборном порыве некоторые представители КПРФ. Нет в ней и желания возродить ГУЛАГ, как утверждают во время выступлений на телевизионных ток-шоу прозападные либералы.
Полагаю, что основой ностальгии многих россиян по СССР является их приверженность ряду безусловных ценностей и идеалов, которые на сегодня утрачены, при том что большинство граждан современной России жалеют об этом и хотели бы их восстановления.
Главным желанием народа современной России является мир – в самом широком смысле этого слова. Тем более, когда на границах страны вновь разворачивают свои полки фашисты и русофобы, угрожающие нашей стране не просто новыми жертвами, как это было в Афганистане или Чечне, но уничтожением российского народа как такового.
Советский Союз был сверхдержавой, которую не столько боялись, сколько уважали, и потому он являлся гарантом безопасности в планетарном масштабе. Вот почему российский народ ностальгирует по СССР: он хочет восстановления уважения и гарантий мира.
Несомненным достижением Советского Союза была дружба народов, как бы ни утверждали обратное националисты всех мастей. Сегодня многие люди старшего поколения, причем не только в России, но и в бывших советских республиках, хотят возрождения этой дружбы, наполненных хлебом-солью многонациональных праздников и добрососедства.
Об упразднении СССР жалеет и значительная часть нынешней российской интеллигенции. Она ностальгирует по уважению к науке и образованию, к профессиям учителя, врача, конструктора или инженера. Ситуация, при которой в "авторитете" оказались бизнесмены, модели, шоумены, а то и киллеры с шулерами, кажется ненормальной многим людям, воспитанным на советских идеалах.
В одну и ту же эпоху не следует входить дважды
Ностальгия по СССР не должна пугать тех, кто не помнит жизни в Советском Союзе. Полагаю, что большинство россиян хорошо понимают: возврат в советское прошлое невозможен. Многие понимают также, что этот возврат нежелателен, уже хотя бы потому, что для этого нашей стране придется пережить еще одну "катастройку".
Те, кто понимает законы истории и её необратимость, считают важным сохранить достигнутое в советское время как память, опыт и социальные технологии, которые следует возродить в новой форме, на новой основе и в новых планетарных условиях.
Способами же взаимосвязи дореволюционной Руси, советской эпохи и нынешнего, российского времени должны стать механизмы преемственности и развитие современной России в русле тех ценностей, что вошли в плоть и кровь россиян в течение всей долгой и великой истории нашего государства.
Полагаю, что Россия вновь должна стать мощной и уважаемой в мире державой, способной отстоять свою суверенность и самобытность.
Очевидно, что в России должна быть также воссоздана атмосфера дружбы народов… Понятно, что идея "интернациональной солидарности трудящихся" утратила свою популярность, но сегодня её может и должна заменить идея цивилизационного единства народов северной Евразии. Вот почему так важно сегодня развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иных интеграционных объединений.
В России должен быть возвращен интерес к созидательному труду, к фундаментальной науке и суверенной системе образования — и ко многому из того, что так непозволительно легко было выброшено на свалку истории "новой Россией" и заменено чуждыми россиянам ценностями и технологиями.