Мандарины — вот первая ассоциация, которая приходит в голову обычному россиянину, когда он слышит о Марокко. А между тем торговые отношения двух стран гораздо шире. Так, марокканцы поставляют комплектующие для самолета Superjet 100, а Россия поставляет в Марокко противораковые разработки. В каких еще сферах сотрудничают две страны и какие выгоды в Марокко извлекли из ответных мер РФ против Запада, рассказал РИА Новости торговый представитель РФ в Марокко Вячеслав Хрулев.
— В преддверии визита короля Марокко в Россию в марте этого года, было объявлено о том, что РФ будет поставлять к 2019 году сжиженный природный газ на терминал, который будет возведен в Эль-Джадиде. Есть ли подробности этого проекта? Как он будет реализовываться?
— Есть газовый проект марокканцев, который задает довольно четкие технические характеристики — по приемке это от 5 до 8 миллиардов кубометров газа. Необходимо строительство терминала, строительство хранилища, регазификационного завода, газопровода в 400 километров, который будет идти от порта Жорф Ласфар до севера страны — района Танжера, а также инфраструктуры самого газового проекта. Предусмотрено строительство примерно шести станций на газе, проект называется Gas to Power, это будут газовые электростанции комбинированного цикла общей мощностью 2,7 тысячи мегаватт.
— Каков бюджет проекта?
— Инвестиционная стоимость строительства инфраструктуры — терминала, завода, газопровода оценивается в 2,4 миллиарда долларов, на все станции объявлена стоимость в 2,2 миллиарда долларов. Таким образом, общая стоимость проекта — 4,6 миллиарда долларов. Очевидно, заявленная стоимость возрастет, потому что рассматриваются какие-то новые станции, но это после развития проекта — для поставки газа на промышленные предприятия. Сейчас первая очередь — это именно выработка электричества, а после уже будет продолжение — этап Gas to Industry для промышленных предприятий.
На строительство терминала отводится 48 месяцев, для создания и модернизации генерирующих мощностей — 36 месяцев. Уже состоялась предварительная селекция, так называемая манифестация интересов. По оперативной информации, несколько десятков иностранных и марокканских компаний проявили интерес к участию в проекте.
Ориентировочно до марта 2017 года марокканская сторона планирует определиться с подрядчиком. По марокканскому законодательству тендер открытый — участвуют все желающие страны, все консорциумы. Переговоры по выбору должны закончиться до сентября 2017 года, затем, в октябре, начнется строительство, которое продлится до декабря 2020 года.
— Какие российские компании проявляют интерес к проекту?
— Все наши заинтересованные нефтегазовые компании оповещены торгпредством, в первую очередь министерство энергетики, потом — "Новатэк", "Газпром", "Газстроймонтаж" и многие другие. Так, я недавно разговаривал с вице-президентом "Газпромбанка", и он сказал, что "все всё знают, все всё обсуждают". Уже есть претенденты на подачу заявок на строительство электростанций, с подачей заявок на строительство инфраструктуры пока заминка.
Что касается поставок сжиженного природного газа на терминал, то могу сказать, что марокканцы уже провели ряд переговоров с Катаром, с США, а также с Россией — состоялось три раунда переговоров с "Газпромом".
— В ходе недавнего визита короля Марокко также обсуждался вопрос инвестиционного сотрудничества. Есть ли интерес у марокканских предпринимателей во взаимодействии с партнерами из РФ?
— Говорить о марокканских инвестициях в российскую экономику пока трудно — марокканцы инвестируют в основном в страны франкоязычной Африки — Камерун, Сенегал, Кот-д'Ивуар. Конечно, есть у них проекты и во Франции, и в Великобритании, и в Соединенных Штатах, но в основном Марокко позиционирует себя как открытая дверь в Африку.
Значительная часть телекоммуникаций в Западной Африке — марокканские, сильна и банковская сфера — марокканские банки имеют филиалы примерно в 40 странах Африки и уже вплотную подбираются к восточной части континента. По отношению к Европе и Америке Марокко проводит политику привлечения инвестиций, собственно, так же, как и мы.
— А российские компании интересуются Марокко? Какими проектами и в каких отраслях экономики?
— Что касается российских организаций, то они сосредотачиваются прежде всего на сфере энергетики. Но марокканцы, помимо этого, открыты и для инфраструктурных проектов, и для сельского хозяйства. Сейчас сотрудничество России и Марокко поворачивается к сельскому хозяйству и высокотехнологичным сферам, в том числе биотехнологиям — сейчас мы, например, передаем Марокко различные противораковые биофармацевтические технологии.
Сотрудничают наши страны и в IT-сфере: в частности, российская компания работает с Королевским управлением фосфатов Марокко (OCP Group) по автоматизации рудников.
Отмечу, что OCP Group занимает второе место в мире по производству фосфатов и первое место по экспорту фосфатной руды и фосфатной продукции на мировые рынки. Рудников там достаточно, поэтому у нашей компании очень широкий фронт работы. Есть также проработки именно и в высокотехнологичных областях, сфере транспорта, как железнодорожного, так и автомобильного.
КамАЗ, например, выказывает свою заинтересованность в сотрудничестве, а недавно Марокко посетила делегация УАЗа — российская компания рассматривает возможности не только наладить рынок сбыта своей продукции, но и производить комплектующие в Королевстве. Кроме того, в Марокко уже функционирует сеть российских терминалов для осуществления электронных платежей. Что же касается производственных коопераций, то сейчас марокканцы, например, поставляют комплектующие для нашего Superjet 100 примерно на 20-25 миллионов долларов ежегодно.
— Кстати о самолетах. Российская и марокканская стороны заключили соглашение о воздушном сообщении. В настоящее время две страны связывают непрямые рейсы Москва-Касабланка и планируется открытие еще трех рейсов в неделю из Москвы и Санкт-Петербурга на курорт Агадир. Можно ли ожидать открытия прямого рейса до Касабланки, Марракеша?
— На самом деле есть прямой рейс Касабланка-Москва, его пустили в марте 2011 года. Сначала он был беспосадочный и осуществлялся авиакомпанией Royal Air Maroc на "Боинге", а затем марокканцы приобрели среднемагистральные бразильские Embraer и стали делать техническую посадку в Мюнхене с дозаправкой и дополнительной посадкой.
Сейчас все вернулось к прошлым схемам, выполняется рейс Касабланка-Москва-Касабланка, который затем летит в Агадир. Так что пересадку в Европе можно и не делать.
Что же касается рейсов в Марракеш, этот вопрос пока не рассматривается. Во-первых, это достаточно дорогое направление — летают туда в основном очень обеспеченные европейцы, а во-вторых, отдыхать там можно только зимой. Нашей весной там 35 градусов, а летом — 48.
— Пожалуй, главная ассоциация с Марокко в нашей стране — это мандарины. В связи с продэмбарго России, введенным в отношении западных стран, наши импортеры обратили еще более пристальное внимание на сельскохозяйственное производство Марокко. Сейчас прилавки российских магазинов буквально заполнены овощами и фруктами из этой страны. Какова официальная статистика по росту товарооборота за последние годы?
— Действительно, марокканцы прекрасно сумели воспользоваться российскими санкциями — еще в первую волну продэмбарго в 2014 году поставки овощей выросли на 20-25% по сравнению с прошлым годом. В 2015-м объемы несколько снизились, точнее, вернулись к прежним, досанкционным, цифрам, потому что наши импортеры стали открывать новые рынки: Пакистан, Вьетнам, Китай.
Кроме того, марокканцы серьезно поработали над качеством овощей и фруктов, соответственно, цены взлетели. Наши импортеры начали ориентироваться на новые рынки, но затем снова вернулись к Марокко — все-таки качество востребовано всегда, даже в условиях кризиса в России и уменьшения спроса.
— Как складывается ситуация в этом году?
— За первый квартал 2016 года поставки марокканских овощей в Россию выросли в два раза по сравнению с предыдущим годом. Объемы импорта марокканских фруктов за первые три месяца текущего года пока остались на уровне 2015 года — основные сезонные поставки цитрусовых из Марокко осуществляются с октября по январь.
Сейчас марокканские компании активно поставляют в Россию томаты, баклажаны, кабачки, картофель — вообще весь овощной набор, который сегодня востребован в нашей стране.
Конечно, мы им, как торгпредство, помогали. При содействии торгпредства в 2015 году был организован ряд бизнес-миссий марокканских производителей сельхозпродукции в Россию, марокканские компании изучили спрос, конъюнктуру, в Санкт-Петербурге открылось официальное представительство Национального агентства контроля и координации экспорта Марокко, чтобы не было претензий по качеству — в общем, провели очень серьезную работу.
Что касается прогнозов по итогам текущего года, думаю, что поставки овощей и фруктов, судя по темпам на начало года, вырастут процентов на сорок.