МОСКВА, 10 июн — РИА Новости. Ускорение цифровизации экономики позволит России сохранить конкурентоспособность на мировых рынках, а также создать реальную добавленную стоимость в отраслях до 5-7 триллионов рублей в год, говорится в исследовании международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) "Россия онлайн? Догнать нельзя отстать".
Для оценки уровня развития цифровизации при проведении исследования использовался индекс BCG e-Intensity, который рассчитывается ежегодно для 85 стран с 2011 года. Так, доля цифровой экономики в ВВП России по итогам 2015 года составила 2,1% (в 1,3 раза больше, чем в 2011 году), в то время как в Великобритании – 8,6%, а в Китае – 5,6%.
Как отметил руководитель исследования, партнер BCG Барт Банке, в 2015 году Россия находится на 39 позиции. "Россия в целом занимает неплохое положение среди стран БРИК, но абсолютным лидером группы по относительному росту все же является Китай. Пять лет назад он отставал от России в рейтинге на 8 позиций, а в 2015 году обогнал на 4 и сейчас занимает 35-ую позицию", — сказал он в интервью РИА Новости.
Курс на ускорение
Авторы исследования отмечают, что текущие среднегодовые темпы роста цифровизации РФ на уровне 24% недостаточны, и их нужно ускорить. "В противном случае текущее отставание России от стран-лидеров в 5-8 лет будет быстро увеличиваться и на пятилетнем горизонте может достичь 15-20 лет – разрыв, который будет крайне сложно сократить", — подчеркивают они.
"Внедрение цифровых технологий во всех отраслях экономики ускоренными темпами – необходимое условие сохранения конкурентоспособности России на мировых рынках. Сделать качественный скачок в развитии инноваций и осуществить полную цифровую трансформацию в экономике Россия может только при наличии слаженного взаимодействия всех участников экономической системы", — отмечают аналитики BCG.
Они подчеркивают, что необходима полноценная цифровая трансформация экономики, которая предусматривает целостный подход к изменениям как на уровне государства, так и отдельных отраслей и компаний. "Такая трансформация (по азиатской модели) позволит увеличить долю цифровой экономики в России до 5,6% ВВП к 2021 году, а также создать масштабные дополнительные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях – до 5-7 триллионов рублей в год", — говорится в исследовании.
Менее радикальный сценарий умеренного роста (ближневосточная модель) предполагает создание государством благоприятных условий для дальнейшего развития онлайн-рынков и сервисов, а также доведение ключевых онлайн-сервисов в сфере государственных услуг, электронных закупок, онлайн-образования и онлайн-медицины до сервисов и платформ полного цикла. Такой сценарий позволит не допустить большого увеличения разрыва с лидерами, а вклад цифровой экономики в ВВП может достичь 3%.
Цифровизация по-русски
Со времени публикации первого отчета "Россия Онлайн" в 2011 году, отмечают в BCG, произошел ряд позитивных изменений. Так, онлайн-потребление россиян росло опережающими темпами – в среднем на 27% в год, достигнув отметки в 2 триллиона рублей в 2015 году. Важным достижением является стремительное развитие новых интернет-зависимых сегментов: туризма, игр, медиа, банковских услуг и прочих. Эти сегменты суммарно составляют больше половины объема электронной коммерции.
Однако в то же время все еще высокая экспортная составляющая и остановка роста инвестиций привели к тому, что доля цифровой экономики в ВВП России стагнирует с 2014 года.
Россия все еще находится на более высоком уровне развития инфраструктуры (45 место), чем остальные страны БРИК, хотя Китай и Бразилия активно сокращают разрыв (с 1,6 до 1,2 раза за пять лет). По вовлеченности в использование онлайн Россия улучшает свои позиции, в том числе благодаря развитию государственных электронных сервисов, а также растущей активности пользователей.
Выравнивание доступности инфраструктуры сократило цифровой разрыв между Москвой и регионами с 2,6 до 1,35 раза, однако степень их цифровизации неоднородна, и по ряду показателей все еще сохраняется неравенство – это касается проникновения и использования сервисов госуслуг (разрыв с Москвой в 3-5 раза), а также активности бизнеса в использовании цифровых возможностей (разрыв в 2-3 раза).
Существует огромный потенциал в цифровизации бизнеса вне зависимости от региональной специфики. "Я довольно оптимистичен. Конечно, многое будет зависеть от действий других участников рынка. Мы действительно видим возможности для ускоренного развития цифровизации, и, если это произойдет, от этого выиграют все", — сказал Банке.
Читайте полный текст интервью с руководителем исследования, партнером BCG Бартом Банке >>