- Владимир Романович, когда Русская православная церковь примет решение о своем участии или неучастии во Всеправославном соборе?
— Мы внимательно изучаем складывающуюся ситуацию. Она весьма сложная. Отказ любой Церкви от участия в Соборе является очень важным и ответственным выбором, следствием которого является автоматическая невозможность достижения консенсуса для принятия документов. Поэтому мы предпринимаем все возможные меры для того, чтобы предсоборный процесс был возвращен в русло братского взаимопонимания.
В очередной раз скажу: предложение Русской церкви провести экстренную встречу, в рамках которой обсудить возникшие противоречия, является конструктивным и совершенно реалистичным выходом из сложившейся ситуации. Мы говорим о том, что не нужно отмахиваться от реально существующих проблем, нельзя пытаться их замалчивать и давить на поместные Церкви, а следует собраться и разрешить возникшие проблемы. Время на это еще есть, и подобная встреча вполне реалистична.
- Когда состоится и состоится ли заседание Синода по этому вопросу?
— Пока могу сказать одно: на сегодня решение о проведении Синода не принято.
- Решение каких поместных церквей повлияет на решение РПЦ об участии в Соборе?
— Мы с самого начала исходили из того, что сам факт проведения Собора — олицетворение единства православного мира, его способности к организации братского общения поместных православных Церквей. Поэтому нельзя игнорировать голос любой Церкви, как это следует из многовековой православной традиции понимания соборности Вселенской православной Церкви.
- Если Константинополь проведет Собор без ряда поместных церквей, то насколько сильно обострятся взаимоотношения между православными Церквами?
— Если не все Церкви приедут — неизбежно встанет вопрос о статусе собрания. Скорее, это можно будет называть межправославным собранием, нежели Собором. Мы с самого начала предсоборного процесса отстаивали принцип консенсуса, при котором никакое решение Собора не может быть принято без участия всех поместных Церквей. Отказ какой-либо из них от участия в Соборе, игнорирование ее интересов не будет способствовать укреплению межправославного единства.