О реализации принципа "Образование через исследование" в процессе создания и эксплуатации семейства малых космических аппаратов "АИСТ" рассказал корреспонденту РИА Новости руководитель молодежного научно-инновационного центра, ассистент кафедры космического машиностроения Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва Иван Ткаченко.
– Иван Сергеевич, 28 апреля с космодрома "Восточный" стартовал и был выведен на орбиту малый космический аппарат "АИСТ-2Д". Вместе со специалистами свой вклад в это событие внесли студенты Самарского университета. С чего начинался проект?
– Идея создания семейства малых космических аппаратов "АИСТ" принадлежит изначально студентам. Еще в 2006 году они выступили с этой инициативой, участвовали во всех стадиях ее практической реализации – от проектирования до производства и эксплуатации космического аппарата нового поколения.
– Успех "АИСТов" стал результатом взаимодействия трех коллективов – специалистов АО "РКЦ "Прогресс", преподавателей и ученых, а также сообщества обучающихся Самарского университета. Трудно ли было наладить такое взаимодействие? Кто взял на себя роль лидера?
– В 2006 году в структуре университета был создан Молодежный научно-инновационный центр, который координировал работу по проекту "АИСТ" внутри вуза. Подобная структура была создана и в ракетно-космическом центре "Прогресс". Со стороны "Прогресса" проект курировал молодежный сектор во главе с Сергеем Сафроновым. Когда я был студентом четвертого курса, Сергей защитил диплом и пошел работать на предприятие. То же самое могу сказать о значительной части специалистов РКЦ – как правило, это выпускники Самарского университета. Таким образом сложилось тесное многолетнее сотрудничество поколений: вчерашний студент, трудоустраиваясь на предприятие, продолжал работать над проектом, но уже в статусе инженера на производстве, а его младший коллега оставался в вузе. Эта кооперация, наверное, и привела к успеху. В проекте "АИСТ" самое активное участие приняли коллективы под руководством профессора Салмина В. В. и профессора Семкина Н. Д. Не менее важен вклад ректора Шахматова Е. В. и президента Сойфера В. А. – руководителей вуза, которые в свое время поддержали инициативу студентов.
– Как была организована совместная работа учащихся и инженеров?
– Не могу сказать, что была выстроена какая-то особая система подготовки кадров, их отбора для проекта. Это был живой процесс. Возраст, специализация обучающегося роли не играли. Наша задача, как координаторов проекта, заключалась в обеспечении доступа студентов на производство, оформлении необходимой документации, консультировании их по мере надобности. Таким образом, если обычно студент впервые появляется на предприятии после четвертого курса для прохождения производственной практики, то здесь практика начинается сразу. И становится частью учебного процесса. Все это вполне соответствует общей концепции подготовки студентов нашего университета, выраженной в формуле "Образование через исследование". Это главный принцип, которым руководствуется наш вуз в течение последних десяти лет.
– Насколько участие студентов в производственном процессе и сам этот проект повлияли на учебные занятия, содействовали решению сугубо образовательных университетских задач?
– Только на материалах телеметрии, полученной за все эти годы с космических аппаратов семейства "АИСТ", создано несколько лабораторно-практических курсов, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса и ряда учебных дисциплин. По теме "АИСТов" защищено несколько десятков дипломных проектов, несколько сотен курсовых работ и не менее десяти кандидатских диссертаций. Результаты космической деятельности внедряются не только в учебный процесс, но и становятся достоянием науки. Созданный банк практических курсов, где в качестве исходных материалов используется реальная телеметрическая информация со спутников серии "АИСТ", позволяет уже новым студентам, которые не участвовали в проекте, пользоваться его результатами.
Основные темы, исследованием которых занимаются студенты старших курсов, магистранты и аспиранты, связаны с анализом прочностных характеристик космического аппарата на различных этапах его эксплуатации, расчетом орбитальных параметров движения космических аппаратов, определением их ориентации, анализом теплового состояния аппарата.
– Решение исследовательских задач такого уровня стало возможным для студентов лишь благодаря участию в проектах "АИСТ" и "АИСТ-2Д"?
– В какой-то мере, да. Раньше подобного рода задачи решались на абстрактных примерах, придуманных преподавателями. А участвующий в проекте молодой человек "считает" абсолютно реальную конструкцию, измеряет рабочие параметры, описывающие состояние аппаратов в полете. Причем, благодаря тому, что "обратная связь" из космоса поступает непрерывно, появляется возможность оперативно влиять на работу спутника, программируя параметры его научной аппаратуры, внося изменения в настройки навигационных, управляющих систем. То есть вести диалог с аппаратом в режиме двусторонней связи. То, чего не могут позволить себе исследователи, которые пользуются результатами "чужой" телеметрии.
– Проекту "АИСТ" десять лет. Без него уже трудно представить учебный процесс в университете, работу ряда его подразделений. Кто, кстати, придумал название для спутника?
– "АИСТ" – это аббревиатура. Расшифровывается она как "Авиационный институт". Дело в том, что до 1990 года Самарский университет назывался Куйбышевским авиационным институтом и имел логотип в виде птицы аиста на фоне восходящего солнца. А идею с названием подал один из преподавателей университета, А. Г. Прохоров.
– Насколько весом, по Вашему мнению, вклад студентов в научно-технический потенциал проекта по сравнению с другими "вкладчиками" – вузом и предприятием?
– Вклад предприятия и его специалистов, если говорить о "железе", конечно, больше, чем вклад вуза. Отдельное спасибо руководителю АО "РКЦ "Прогресс" Александру Кирилину, благодаря которому идея воплотилась в реальный космический аппарат. Вклад вуза включает в себя образовательную и научную составляющие, а также продвижение проекта. Вклад студентов заключается, прежде всего, в инициировании проекта, в предложении первых эскизов и проектного облика аппарата. Студенты приняли самое активное участие в создании научной аппаратуры, которой "АИСТы" оснащены. Они проводили, наряду с магистрантами и аспирантами, расчетные работы, сегодня обеспечивают прием и обработку информации, поступающей с первых спутников, поскольку их эксплуатация полностью передана в ведение университета.
– И последнее: что, на Ваш взгляд, привлекает в проект молодежь?
– Причастность к чему-то значительному – к делу или проекту, мне кажется, очень важна, играет в подготовке будущих инженеров ракетно-космической отрасли важную роль.