Рейтинг@Mail.ru
Снова в моде. Зачем идти на Бакста в Пушкинский - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Снова в моде. Зачем идти на Бакста в Пушкинский

Читать ria.ru в
В Пушкинском музее начинает свою работу грандиозная выставка к 150-летнему юбилею художника и театрального дизайнера Льва Бакста. Почему это большое событие, и что там можно увидеть, рассказывает Анастасия Мельникова.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Таланта художника и графика Льву Баксту вполне могло бы хватить для международного признания. Но он оставил после себя больше – фактически ожившие картины: костюмы, сценографию, декорации к самым знаменитым театральным спектаклям.

Дарить радость, удивлять и очаровывать  — это Лев Бакст умел делать как никто, оставив после себя тысячи оригинальных работ. Он определял моду и стиль, удивлял публику свободой нарядов, балансировал между новыми веяниями и эксцентричностью, эпатировал — эротикой, но не пороком, экстравагантностью, но не дурновкусием.

Весь его жизненный путь, как и многочисленные работы, — словно хрупкий калейдоскоп, то демонстрирующий причудливые картины, то вдруг скрывающий все яркие осколки и блестки, чтобы вновь раскрыть их, еще больше удивляя непредсказуемостью образов.

© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкИсторик моды Александр Васильев, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и актриса Марина Зудина
Историк моды Александр Васильев, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и актриса Марина Зудина

На выставке к 150-летию русского художника и театрального дизайнера Льва Бакста весь калейдоскоп картин и образов, конечно, не увидишь (очень много работ остается в частных коллекциях или в зарубежных выставочных залах). Но пока это наиболее полная экспозиция Бакста в России  (из десятков российских и зарубежных музеев, многих частных коллекций), она, несомненно, подарит радость и восхищение, удивление и вдохновение.

Бакст, "Мир искусства" и "Русские сезоны"

На рубеже XIX-XX веков наблюдался небывалый взрыв творческого потенциала во всех областях искусства. Самое яркое явление – русский балет, совершенный в классике романтизма и революционный в новой трактовке фольклора, национального элемента в искусстве.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкРепродукция картины Льва Бакста "Портрет А.Н. Бенуа". 1898 год
Репродукция картины Льва Бакста Портрет А.Н. Бенуа. 1898 год

Дягилевский журнал, а затем группа "Мир искусства" и его же "Русские сезоны" стали центром притяжения талантливых художников, композиторов, исполнителей. Сергей Дягилев (как бы сейчас сказали – выдающийся продюсер) собрал вокруг себя людей, определивших художественное направление потрясающей силы. Один из них – Лев Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг).

Его оригинальные декорации и костюмы, легендарные постановки ("Жар-птица", "Шехерезада", "Клеопатра", "Нарцисс", "Синий бог") фактически показали миру, как надо творить, чтобы публика восхищалась.

Музыка, слова, цвет и свет, пластика и декорации – теперь всё должно работать одновременно, удивляя зрителей и критиков, давая вдохновение последователям.

Лев Бакст сотрудничал, помимо Дягилева, с такими выдающимися личностями, как Игорь Стравинский, Вацлав Нижинский, Клод Дебюсси, Морис Равель, Александр Бенуа, Анна Павлова, Айседора Дункан, Ида Рубинштейн и др. Именно Бакст "освободил" актеров на сцене, подарив им полет, энергию движений и эмоций тела.

Лев Бакст оформлял все "Русские сезоны" с 1909 по 1914 год, становясь все более известным в Париже и за его пределами. Он получал заказы от крупнейших театров мира: Ла Скала в Милане, Ковент-Гарден в Лондоне, в парижской Гранд-опера или королевской Ла Монне в Брюсселе.

Бакст и мода

Бакст придумывал костюмы не только для театральных постановок, но и для модных европейских ателье. Тюрбаны, шаровары, труакары, полупрозрачные наряды с декольте и завышенной талией, великолепные ткани с причудливыми узорами пользовались успехом.  "Клиентки приходили с красивой акварелью, купленной у Бакста за большие деньги", — писал известный парижский модельер начала прошлого века Поль Пуаре.

© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкОткрытие выставки "Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве
Открытие выставки Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве

В десятых годах прошлого века художник также создает эскизы для роскошного дома французской моды Жанны Пакен. Бакст получает проценты от каждого проданного наряда с придуманными им орнаментами.

И Жанна Пакен, и Поль Пуаре считались законодателями моды. Умелое продвижение, роскошный дизайн, знакомство с самыми влиятельными и богатыми дамами обеспечивали им небывалый спрос.

Члены королевских и аристократических семей, жены американских магнатов, известные актрисы, куртизанки одевались у Пакен и Пуаре. Платья, костюмы, шляпки, тюрбаны, ткани от Бакста завоевали Париж и мир.

© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкТелеведущая Ксения Собчак на открытии выставки "Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве
Телеведущая Ксения Собчак на открытии выставки Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве

Неожиданные сочетания цветов (красное-зеленое, синее-оранжевое, желтое-черное), восточные, испанские, геометрические (позже – стиль ар-деко) и анималистические орнаменты, стиль античной Греции – мода на костюмы от Бакста менялась с новыми дягилевскими постановками.

Бакст освободил женское платье от корсетов, добавил смелые декольте, высокие разрезы, летящие полупрозрачные ткани. Сейчас подобные модели есть едва ли не у каждого дома моды. И конечно, буйство цветов и цвета, что снова в моде (Dolce & Gabbana, Balenciaga, Dior, Comme des Garçons).

"Одевайтесь как цветок! Носите у корсажа цветы, душитесь, завертывайтесь в кружево!" — писал Бакст своей невесте Любови Гриценко-Третьяковой, дочери промышленника и мецената Третьякова.

Леона Бакста давно звали в США – с лекциями и заказами на портреты. Пресса восторженно о нем отзывалась: "Бакст, апостол цвета" (The New York Review, 1913); "Потрясающие восточные костюмы для наших женщин" (The World magazine, 1913); "Пуарэ и Бакст повлияли на новый стиль одежды этого сезона для королев, балерин и чудовищ большого шоу" (The New York Press, 1914); "Бакст — новый русский дизайнер современной одежды" (The World magazine, 1914);  "Леон Бакст — величайший театральный художник" (The American Hebrew, 1922).

© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкОткрытие выставки "Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве
Открытие выставки Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве

Десятки, если не сотни, эскизов выполнены Леоном Бакстом  для массового производства шелковых тканей. Коллекция была создана по заказу американского миллионера Артура Селига более 90 лет назад. В начале 20-х Леон Бакст поехал с деловым туром по США – проводил выставки, консультировал богатые семьи по дизайну интерьеров, писал портреты, в его честь проводили роскошные приемы, читал лекции о моде, театральной сценографии и современном искусстве (""Я жажду ещё таких лекций. Это точно гастроли Шаляпина – приятно и гораздо легче, чем картины").

Над шелками с орнаментами Бакста работала целая фабрика Артура Селига (Zelig). Художник поехал по западному побережью США – за новыми впечатлениями и образами, вдохновением от ярких цветов, разнообразной природы, от жизни и уклада индейцев, мексиканцев, пуэрториканцев, афроамериканцев ("Сильный, пылающий, бескомпромиссный цвет — это что-то вроде коренного американского продукта").

© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкСцена из балета "Весна священная" в постановке Вацлава Нижинского. Костюмы выполнены по эскизам Николая Рериха и Льва Бакста
Сцена из балета Весна священная в постановке Вацлава Нижинского. Костюмы выполнены по эскизам Николая Рериха и Льва Бакста

На эскизах для шелка —  абстрактные крылатые чудища и всадники, женщины и негритята, птицы и растения. Были и русские мотивы – жостовские цветы и хохломская рябина, узоры с малороссийских вышивок. Художник также использовал персидские, турецкие и индийские орнаменты — у эскизов тканей Бакста было то же разнообразие образов, что и в многочисленных спектаклях, которые он создавал.

Так, к примеру, на костюмах для балета "Нарцисс" Бакст выстраивал в строгом порядке концентрические круги с контрастным горохом внутри, в "Садко" — полумесяцы,  в "Пизанелле" — треугольники, в "Дафнисе и Хлое" — ромбы и шахматную клетку.

Бакст и его музы

В 1903 году Лев Бакст женился на овдовевшей дочери знаменитого мецената и промышленника Павла Третьякова – Любови. В это время он работал над постановкой "Фея кукол", которая стала началом истинной славы Бакста как театрального дизайнера. Одной из кукол он придал черты Любови, скопировал ее одежду. Ради женитьбы влюбленный Бакст перешел из иудаизма в христианство.

© Фото : предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаЗа туалетом (Перед зеркалом). 1907 год
За туалетом (Перед зеркалом). 1907 год

В 1904 году Бакст, как и другие участники дягилевской группы, был вдохновлен встречей с американской танцовщицей Айседорой Дункан, она выступала в Санкт-Петербурге. В Париже у Бакста были три музы: Анна Павлова, Ида Рубинштейн и оперная дива Мария Кузнецова – для всех он создавал наряды, ставшие легендарными ("Фея кукол", "Лебедь", Спящая красавица", "Клеопатра" и др.), и, конечно, писал их портреты.

А вот как писала о Льве Баксте еще одна его муза, друг, поэтесса и драматург Зинаида Гиппиус: "Бакст обладал умом серьезным, удивляюще-тонким. Не об интуитивной тонкости я говорю, она в художнике не редкость, художнику полагается, но именно о тонкости умной. Еще одна черта совсем, казалось бы, несвойственная Баксту, с его экзотикой, парижанством и внешним "снобизмом" — нежность к природе, к земле русской, просто к земле, к лесу деревенскому, обыкновенному, своему".

Семь интересных фактов о Льве Баксте:

© Фото : предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаКостюм, созданный по эскизу Леона Бакста, из коллекции Александра Васильева
Костюм, созданный по эскизу Леона Бакста, из коллекции Александра Васильева

1)    Некоторое время оставалось непонятным, где и когда родился Лев Бакст. Одно время сообщалось, что в Петербурге, в зажиточной семье. Потом всё-таки, что Леон Бакст из Гродно, семья его была небогатой, но деду каким-то образом удалось переехать в Санкт-Петербург и там обустроиться (не забываем про так называемую черту оседлости).

2)    Леон Бакст – на самом деле Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Лев сменил фамилию, взяв укороченный вариант фамилии родителей мамы – Бакстер, перед своей первой выставкой в 1889 году.

3)    В Санкт-Петербурге Бакст так и не окончил Академию художеств (был вольнослушателем). Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов "Жупел", "Адская почта", "Сатирикон".

4)    В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым поехал путешествовать по Греции  — за вдохновением. Там он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно "Древний ужас".

5)    После переезда в 1910 году в Париж Бакст становится все более популярным, его уже нередко представляют за границей как официального художника малого императорского двора (семья великого князя Владимира Александровича, дяди Николая II).

6)    Тем не менее в 1914 году Леону Баксту на некоторое время был закрыт въезд в российскую столицу: то ли это было недоразумение, то ли он всё-таки должен был соблюдать "черту оседлости", то ли это была реакция на то, что Бакст, разведясь с Любовью Гриценко-Третьяковой, вернулся в иудаизм. Вскоре Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по стране, однако художник решил остаться жить во Франции.

7)     В 1913 году в журнале "Вог" появилась статья о сотрудничестве Бакста с французским модным домом Жанны Пакен. В журнале была фотография одной из самых богатых женщин Америки  — Гертруды Вандербильт Уитни в костюме, сшитом по эскизу Леона Бакста. Это безусловно стало эффективной рекламой творений Бакста.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала