МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. Методика борьбы с демпингом на российском туристическом рынке появится в ближайшие полгода, заявил РИА Новости глава объединения "Турпомощь" Александр Осауленко. Однако в Ассоциации туроператоров России (АТОР) сомневаются, что создаваемый механизм будет эффективен.
"Турбарометр" будет отслеживать данные продаж на пик сезона, когда значительных колебаний цен быть не должно. При обнаружении сильного снижения цен "Турпомощь" будет направлять запросы операторам с просьбой разъяснить цену. Если Ростуризм выявит случаи демпинга, материалы будут направлены в компетентные органы для дальнейшего разбирательства.
По данным ведомства, в 2014 году прекратили деятельность 27 туристических компаний. В этот момент клиенты многих из них находились на отдыхе за рубежом без обратных билетов. За счет средств турбизнеса, аккумулированных в фонде "Турпомощи", на родину было возвращено 59 тысяч туристов. На эвакуацию россиян из-за рубежа было потрачено 300 миллионов рублей. Главной предпосылкой такой ситуации стала ценовая политика ряда игроков, которые необоснованно занижали цены на туристический продукт, что привело к серьезному кризису на туристическом рынке.
По словам Осауленко, решение, принятое Ростуризмом, "просто принципиальное", однако его техническая сторона сложнее, и на создание механизма уйдет не меньше полугода. "Я думаю, что мы постараемся в течение ближайшего полугода все-таки сформировать, утвердить эти методики, обсудить их. А потом, как любой новый механизм, он всегда будет в онлайн-режиме требовать своих доработок", — сказал он.
АТОР сомневается
Однако исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе сомневается в успехе проекта. "Я думаю, что идея выглядит очень перспективной, но реальных инструментов, чтобы оценить, демпинг это или не демпинг, а самое главное — призвать к ответственности за демпинг, на данный момент нет", — пояснила она РИА Новости.
По словам Ломидзе, попытки бороться с демпингом на туристическом рынке предпринимались неоднократно, начиная с 2006 года, однако "ни разу эти попытки не увенчались успехом".
"Систему, подобную "Турбарометру", мы уже пытались делать в 2012 году, давать среднерыночную цену, чтобы потребитель мог ориентироваться, что если цена на 30% ниже среднерыночной, то это тревожный звоночек, условно. Но для того, чтобы определить среднерыночную цену, опять же, нужно проанализировать большое количество исходников, это невозможно сделать автоматически по публичным источникам, потому что есть спецпредложения, есть "горящие" предложения, есть специальные условия партнеров, которые позволяют оператору давать низкую цену потребителю", — заявила она.
Туркомпании за
Туристические компании, в свою очередь, возлагают на "Турбарометр" большие надежды. "Очень позитивно, что данный вопрос поднят, и поднят он в начале сезона", — считает генеральный директор "НТК Интурист" Виктор Тополкараев. "Если сейчас посмотреть на цены по целому ряду направлений, а также и по внутреннему туризму, то можно увидеть, что практически весь май и даже до конца июня, цены абсолютно неадекватные и однозначно ниже себестоимости", — сказал он РИА Новости.
Солидарен с Тополкараевым в вопросе актуальности борьбы с демпингом и глава московского представительства компании "Солвекс" Димитр Цонев. "Демпинг идет сейчас по всем направлениям. Это реально, скажем так, повышенное количество перевозки по Болгарии, Кипру, Греции и другим направлениям. Видимо, должен быть диалог с туроператорами", — сообщил он. Цонев при этом отметил, что не понимает суть механизма, который позволит эффективно бороться с демпингом на туристическом рынке.