Испания в последние два года превратилась в одну из немногих стран, предлагающих нашим соотечественникам комфортный и доступный отдых. Однако Россию и Испанию сегодня связывает не только туризм: совместные проекты двух стран простираются от дорог до космоса. Торговый представитель РФ в Испании Галина Курочкина рассказала, как отреагировал испанский бизнес на падение рубля, что Россия вывозит с родины корриды и фламенко вместо сыра и мяса и какие перспективы есть у сотрудничества Москвы и Мадрида.
— В последние два года товарооборот между Россией и Испанией существенно сократился. Как повели себя в этой ситуации испанские компании?
— Действительно, до введения продэмбарго Испания была для России перспективным партнером с позитивной динамикой развития оборота товаров, услуг и инвестиций. Если с 2011 года наш товарооборот стабильно превышал 10 миллиардов долларов, то в 2014 он упал до 8,9 миллиарда долларов.
Однако власти наших стран сохраняют стратегический характер отношений, эту позицию поддерживают и представители деловых кругов, выступающие за отмену санкций. Практически ни одна из испанских компаний в последние два года не ушла из России, а многие укрепили свое присутствие.
И мы видим результат: в прошлом году Испания сохранила 20-е место среди основных торгово-экономических партнеров России и 17-е по импорту, а по экспорту даже улучшила свою позицию: поднялась с 26-го на 24-е место. По отдельным товарным позициям Испания даже вышла в лидеры среди торгово-экономических партнеров России, став первой, например, по поставкам вагонов, буксиров, оливкового масла, консервированных овощей и фруктовых джемов.
К сожалению, в текущем году двусторонняя торговля между Россией и Испанией продолжает сужаться, но мы уверены, что потенциал развития двусторонней торговли не исчерпан и в течение ближайших трех-пяти лет можно будет выйти на устойчивую положительную траекторию.
— За счет чего может вырасти товарооборот?
— Прежде всего, в 2017 году ожидается запуск крупнейшего проекта в сфере поставок сжиженного природного газа (НОВАТЭК – Gas Natural Fenosa), который добавит к нашей торговле весомый кусок (поставки по 2,5 миллиона тонн ежегодно в течение 25 лет), есть определенные перспективы по поставкам металлопроката.
Одним из наиболее перспективных направлений экспорта в Испанию может стать экспорт инновационного программного обеспечения, наукоемкой продукции в сфере телекоммуникаций и связи.
— Кризис сказался и на инвестициях?
— С точки зрения инвестиционного сотрудничества 2015 год тоже был довольно трудным. Испанские данные свидетельствуют о сокращении почти вдвое инвестиций в российскую экономику, хотя накопленные инвестиции уже приблизились к двум миллиардам евро.
Например, в 2015 году был запущен в эксплуатацию ряд двусторонних проектов, в том числе крупномасштабный комплекс по производству мяса индейки российской "Группы Черкизово" и испанской Grupo Fuertes, который до конца этого года произведет порядка 50 тысяч тонн мяса индейки.
Несмотря на непростую ситуацию в российском автопроме, испанские компании усилили свое присутствие в сфере производства автокомпонентов. Так, в ноябре прошлого года в особой экономической зоне "Тольятти" испанская компания CIE Automotive S.A. открыла новый завод по производству литых алюминиевых деталей для двигателей легковых автомобилей. В марте этого года в Тольятти стартовало производство автокомпонентов "Эдша Тольятти", филиала немецкой компании Edscha, которая с 2010 года входит в состав испанской группы Gestamp. На предприятии создано около 250 новых рабочих мест.
Еще одним перспективным проектом в инвестиционной сфере может стать переработка свинины с применением испанских технологий на территории Калининградской области. Варианты сотрудничества обсуждались во время бизнес-миссии делегации Калининградской области в Испанию в апреле.
— Вы отметили, что по поставке некоторых групп товаров Испания стала первой среди зарубежных партнеров РФ. Однако крупнейший контракт Федеральной пассажирской компании и испанской Talgo на поставку в Россию пассажирских составов завершился еще в 2014 году. Планируются ли еще какие-то проекты в области транспорта?
— Несмотря на санкции, сотрудничество между нашими странами в этой области активно развивается. С 1 июня прошлого года начали успешно эксплуатироваться на линии Москва – Нижний Новгород скоростные поезда "Стриж", поставленные ОАО "ФПК" испанской компанией Talgo.
Есть хорошие перспективы и в области судостроения. В ходе международной выставки судостроения "Навалия-2016" в испанском городе Виго подписан новый контракт между испанской компанией FluidMecanica и Выборгским судостроительным заводом на поставку оборудования для российских судов. В ходе этой выставки делегация Объединенной судостроительной корпорации обсуждала возможность совместного производства судов на российских верфях, в том числе рыболовных.
Развивается сотрудничество и в области авиации – в феврале наши страны обсудили вопросы увеличения количества рейсов и назначенных перевозчиков и расширения маршрутной сети авиакомпаний "Сибирь" и "Аэрофлот", была согласована программа развития сотрудничества российского и испанского перевозчиков на Транссибирском маршруте в Японию и Китай до 2018 года.
Успешно продвигается и дорожное строительство. Так, недавно испанская компания Sacyr в консорциуме с российской "Автобан" выиграла тендер на строительство третьего участка ЦКАД длиной более 100 километров, расположенного между трассами М7 "Волга" и М4 "Дон".
А сейчас торгпредство активно готовится к презентации в Мадриде и Барселоне российских проектов по сооружению скоростных шоссейных дорог и привлечения испанских инвестиций и современных технологий для их строительства. Презентация приурочена к международной выставке материалов, технологий и строительных решений Construtec-2016, которая пройдет в конце октября в испанской столице.
— На последней межправкомиссии Москва и Мадрид также договорились о сотрудничестве в космической области. Расскажите, пожалуйста, об успехах.
— Обе стороны полагают, что сотрудничество в сфере космоса – это одно из перспективных направлений российско-испанского взаимодействия, сформирована и активно действует рабочая группа, прорабатывающая ряд интереснейших проектов. Один из последних — создание "Всемирной космической обсерватории — Ультрафиолет" (ВКО УФ), нового научного спутника с ультрафиолетовым телескопом, способного заглянуть в самые дальние уголки Вселенной.
Можно сказать, что "ВКО-УФ" — это новый международный "Хабл". Он откроет новые возможности для исследований планет, звездной, внегалактической астрофизики и космологии. Планируемый в настоящее время срок запуска спутника-обсерватории — 2020 год, он включен в федеральную космическую программу России на 2016-2025 годы.
Другим направлением сотрудничества в области мирного использования космического пространства может стать производство и запуск спутников для целей связи и телекоммуникаций. Хорошие перспективы имеет двустороннее взаимодействие в области спутниковой навигации: "Роскосмос" предлагает испанским партнерам разместить на территории Испании наземную станцию ГЛОНАСС, сейчас идет процесс переговоров.
— Туризм сегодня – в авангарде направлений испано-российского взаимодействия, наши страны в этом году проводят перекрестный год туризма. Заинтересованы ли испанцы в инвестициях в туристическую инфраструктуру в России?
Опыт Испании в этой области колоссальный: ее ежегодно выбирают в качестве направления для отдыха значительное количество зарубежных туристов. Так, в 2015 году Испания зарегистрировала очередной рекорд в 68 миллионов туристов.
— А испанским туристам Россия интересна?
— Конечно, в последние годы она вошла в число стран, которые формируют основные потоки туристов в РФ.
Пока нет официальных данных за весь прошедший год, но имеющиеся цифры за три квартала достаточно показательны: с января по сентябрь Россию посетило 77,3 тысячи испанских туристов, что позволило ей войти в десятку всех зарубежных стран и пятерку европейских. При этом в прошлом году Испания находилась в числе тех стран, в которых был зарегистрирован наибольший рост количества посещений туристами России (на 30%).
— Ситуация с выездным туризмом, очевидно, не настолько радужная – российские туристы в кризис практически отказались от поездок за границу.
— Знаете, несмотря на непростой с экономической точки зрения год, по данным Росстата, за девять месяцев 2015 года Испания занимает четвертое место в мире после Турции, Египта и Греции и второе — среди европейских направлений по количеству российских туристов. Хотя общее количество российских туристов, посетивших Испанию в прошлом году, сократилось на 43% и составило 502 тысячи туристов против 882,5 тысячи в прошлом году.
Но Испания надеется на рост туристического потока из России в связи с закрытием таких популярных направлений, как Турция и Египет. Так, испанские компании уже стали предлагать нашим соотечественникам отдых по системе "все включено".
Уверена, что перекрестный год туризма лишь добавит позитивных тенденций и увеличит количество российских и испанских туристов, которые предпочтут наши страны для отдыха.