Память мученика Василиска
Святой Василиск принял мученическую смерть в 308 году, в разгар Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом и продолженного его преемником Максимианом Галерием.
По мнению христианских писателей, именно Галерий и уговорил Диоклетиана начать гонения. Лактанций писал о нем: "Ему была присуща дикость истинного зверя и свирепость, несвойственная римлянам… Внешность Галерия соответствовала его характеру. Он был высок ростом и чрезвычайно тучен. Наконец, голосом, жестами и всем своим видом он всех повергал в страх и ужас. Тесть (Диоклетиан) боялся его непомерно".
И еще: "Галерий после отречения Диоклетиана и Максимиана Геркулия делал, что хотел, и считал себя единственным повелителем всего мира".
Провинции свои он разорил непомерными поборами, а будучи судьей, отвергал всякого рода "легкие" наказания — ссылку, темницы, рудники. По его мнению, все провинности достойны были сожжения на костре, распятия на кресте или растерзания дикими зверями. Чтобы истребить всякое понятие о законности, он перебил и изгнал из своих владений всех адвокатов и юристов, так что судьи его не знали другого закона, кроме необузданного своеволия.
При нем эдикт о смертной казни за отказ от участия в жертвоприношении исполнялся неукоснительно. Не миновала эта участь и троих христиан из Амасии Понтийской — Василиска, Евтропия и Клеоника. Их сначала бросили в темницу, долго били, потом привели в языческий храм, пытались заставить принести жертву силой. Ничего не добившись, Евтропия и Клеоника сразу распяли, а Василиск остался ждать казни в тюрьме.
В городе его хорошо знали и уважали, и Василиску удалось уговорить стражников отправить его под конвоем в родную деревню проститься с матерью. Но правитель Агриппа хватился пропажи и, чтобы не терять времени, приказал пригнать узника в Команы, куда он сам направлялся.
С Команами, селом в Абхазии, в 15 километрах от Сухуми, связаны с именами трех великих христианских святых — здесь, направляясь в конечный пункт своей ссылки Питиунт (Пицунду) окончил свои дни святитель Иоанн Златоуст, здесь в третий раз была обретена глава Иоанна Крестителя. И здесь был казнен мученик Василиск — ему отрубили голову.
Ночью его останки тайно предали земле местные христиане. По преданию, рядом с его могилой тут же забил источник, который существует по сей день.
Праздник Непорочного Сердца Девы Марии
Католическая церковь отмечает этот праздник в субботу после торжества Святейшего Сердца Иисуса, на 9-й день после праздника Тела и Крови Христа и на 13-й после Дня Святой Троицы.
Первые следы церковного почитания Сердца Марии, символа любви, милосердия и сострадания Богородицы к человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитвы, встречаются с XII века. Но особую роль в его распространении сыграл в XVII веке святой Иоанн Эд, основавший Общество Сердца Превосходнейшей Матери и написал специальные церковные службы, посвященные Сердецам Иисуса и Марии, и книгу "Превосходное Сердце Пресвятой Божией Матери".
"Вы никогда не должны разделять то, что Бог настолько совершенно соединил. Так тесно Иисус и Мария связаны друг с другом, что тот, кто созерцает Иисуса, видит Марию; всякий, кто любит Иисуса, любит Марию; кто имеет преданность Иисусу, имеет преданность Марии", — учил он.
С тех пор у католиков стали популярны двойные изображения Сердца Иисуса и Сердца Марии, а праздник Святого Сердца Марии стал отмечался в некоторых французских епархиях.
В 1799 году находившийся в изгнании папа Пий VI предоставил право епископу Палермскому отмечать этот праздник и в его епархии, а к началу XIX века почитание Сердца Марии так распространилось, что папа Пий VII в 1805 году разрешил отмечать посвященный ему праздник всем епархиям, которые захотят.
Но больше всего распространению почитания Сердца Марии послужил отец Жерет, настоятель церкви Матери Божией Победительницы в Париже: в 1836 году он основал братство Непорочного Сердца Марии — прибежища грешных, целью которого было обращение грешников, и в 1892 году оно насчитывало 20 миллионов членов.
После провозглашения Папой Пием IX в 1854 году догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии конгрегация по священным обрядам утвердила службу Пречистому Сердцу Марии и формально она стала частью католического обряда, хотя официального распространения на всю церковь не получила.
В результате какое-то время существовало три праздника: Римский, который одни епархии отмечали на 8-й день после Вознесения, другие в воскресенье после Пятидесятницы или в начале июля; установленный Иоанном Эдом 8 февраля и Парижский — перед Великим постом.
И только в 1944 году папа Пий XII распространил празднование Непорочного Сердца Девы Марии на всю католическую церковь.