Наталья Дембинская, обозреватель РИА Новости
Теперь можно отказаться от навязанных страховых услуг и в течение 10 дней получить деньги обратно за ненужный, но оплаченный страховой продукт. С 1 июня все страховые компании обязаны соблюдать 5-дневный "период охлаждения" за навязанный страховой полис. В этот срок человек может расторгнуть договор и полностью вернуть деньги.
Расторгнуть договор клиент сможет в течение пяти рабочих дней с момента его заключения, но только если за этот период не произошел страховой случай.
Кросс-продажи или навязывание
"Инициатива прекрасно повлияет на весь страховой рынок: повысится и качество страховой услуги, и уровень доверия к страхованию со стороны клиентов. Мы поддерживаем инициативу регулятора полностью", — заявил официальный представитель компании "АльфаСтрахование". В компании отметили, что и ранее предлагали своим клиентам собственный "период охлаждения" сроком до 16 дней, например, в страховании имущества физических лиц.
В отраслевой ассоциации, впрочем, отметили: следует различать навязывание и кросс-продажи. "Например, если тебе продают ОСАГО и предлагают застраховать квартиру с 50-процентной скидкой – это кросс-продажи. А если говорят: не застрахуешь квартиру — не продадим ОСАГО, это навязывание", — объяснила представитель РСА Вера Склярова.
Законодательство и раньше запрещало заставлять клиентов заключать договор добровольного страхования при покупке ОСАГО. С 1 сентября 2014 года необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг карается штрафом – 50 тысяч рублей.
Доказать — легко
Теперь все гораздо проще, так как появился правовой механизм – "период охлаждения".
"Заявление в страховую о навязанной услуге можно написать сразу же после покупки страховых продуктов. Страховая обязана его зарегистрировать и в течение 10 дней вернуть деньги. Ни в какие внешние инстанции обращаться не требуется, если только страховая откажется возвращать деньги. Но отказ маловероятен – ведь в этом случае страховая компания, вернув страхователю деньги, избежит штрафа в 50 тысяч за навязывание услуги", — поясняет Пушкарь.
Но, по его словам, особо принципиальные могут пойти дальше и "наказать" страховую. "Возврат денег не лишает гражданина права пожаловаться на страховую компанию в Роспотребнадзор и добиться того, чтобы она была оштрафована, так как факт навязывания услуги имел место", — добавляет он.
Дефицит и криминал
В обществе защиты прав потребителей отмечают: многие страховые компании сознательно создавали дефицит бланков полисов ОСАГО. "Они говорили: мы можем вам продать полис ОСАГО, если вы купите договор страхования жизни за 1000 рублей", то есть продавали автогражданку в "пакетах", которые сами же и придумали.
В дефиците полисов ОСАГО в РСА винят так называемых автоюристов — это, по сути, полукриминальные группировки. "Они подъезжали на место ДТП, предлагали водителю на руки 20 тысяч рублей и выкупали у него права требования по ОСАГО, а дальше стрясали со страховых компаний огромные суммы", — говорит Склярова. Это, по ее словам, привело к тому, что убыточность по продажам полисов ОСАГО в регионах достигала 300%. Cтраховые компании начали отказываться продавать ОСАГО без других страховых продуктов. Осталось в итоге три компании – продавца ОСАГО (хотя лицензия на продажу автогражданки есть у 80), к которым огромные очереди.
В РСА уверены: проблему решит единый страховой агент по продаже полисов ОСАГО – он также начал действовать с 1 июня. Страховщики подпишут многостороннее соглашение, по которому все лицензированные продавцы ОСАГО будут обязаны его продавать, но исходя из количества полисов, продаваемых каждым в среднем по стране.
Впрочем, ситуацию накаляют не только "автоюристы", но и крупные игроки страховой отрасли. Один из последних скандалов: "Росгосстрах" предлагал провести платную проверку аккумулятора автомобиля желающим приобрести ОСАГО. За навязывание автолюбителям договора о проведении технического осмотра и (или) оказания услуги по контрольной диагностике аккумуляторной батареи, а также за отказ от заключения договора ОСАГО по причине прохождения техосмотра у другого оператора компанию оштрафовали на 12 млн рублей.
"Навязывание запрещается не только страховок, но и любых услуг или товаров, будь то акции или губная помада", — подчеркнули в РСА.
Предупрежден — значит вооружен
Разъясняют ли страховщики своим клиентам возможность отказа от навязанных услуг? В профильной ассоциации утверждают, что да.
Но в обществе защиты прав потребителей уверены: никакой революции на рынке страховых услуг нововведение не произведет, так как большинство о нем не узнает. "Думаю, страховые продолжат навязывать услуги просто исходя из того, что большинство об этом не знают либо не вспомнят, что когда-то о таком читали", — предполагает юрист. – Очень часто так бывает при нововведениях: закон есть, но им не пользуются".
По мнению Пушкаря, чтобы мера была эффективной, ЦБ должен заставить страховые компании крупными буквами в договоре указать информацию о том, что в течение 5 рабочих дней можно вернуть деньги за навязанный продукт. Аналогично тому, как это сейчас делают банки в договорах потребительского кредитования – указывают эффективную процентную ставку. Тогда это будет работать.
Юрист отмечает, что "период охлаждения" не затрагивает банки, которые также часто навязывают страховые продукты при выдаче кредита. "Основание здесь простое – у банка есть право не предоставлять кредит без объяснения причин", — поясняет он. Это же касается и КАСКО, которое банки обязывают покупать при автокредите: по закону заемщик обязан страховать предмет залога, коим является автомобиль.