Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как вернуть деньги за навязанную страховку

С 1 июня ЦБ обязал российских страховщиков возвращать деньги за навязанные клиентам услуги. "Добровольное" страхование жизни, акции или проверка аккумулятора – продажа продуктов или услуг "в нагрузку" к полису ОСАГО обернется для страховых компаний проблемами.

Наталья Дембинская, обозреватель РИА Новости

Теперь можно отказаться от навязанных страховых услуг и в течение 10 дней получить деньги обратно за ненужный, но оплаченный страховой продукт. С 1 июня все страховые компании обязаны соблюдать 5-дневный "период охлаждения" за навязанный страховой полис. В этот срок человек может расторгнуть договор и полностью вернуть деньги.

Выдача полисов ОСАГО. Архивное фото
Союз автостраховщиков подготовил модель работы единого агента по ОСАГОВ некоторых регионах появились сложности с доступностью услуги ОСАГО, сообщил президент РСА и ВСС Игорь Юргенс. По его словам, в этой ситуации РСА готов реализовать модель, в которой сам выступит агентом по продаже полисов ОСАГО компаний, имеющих лицензии.
Отказаться можно будет практически от всех популярных видов страхования: жизни, от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, страхования финансовых рисков и некоторых других. Юристы говорят, что в 95% случаев различные страховки предлагают "в нагрузку" к самому распространенному и обязательному для всех автовладельцев страховому продукту – полису ОСАГО.

Расторгнуть договор клиент сможет в течение пяти рабочих дней с момента его заключения, но только если за этот период не произошел страховой случай.

Кросс-продажи или навязывание

"Инициатива прекрасно повлияет на весь страховой рынок: повысится и качество страховой услуги, и уровень доверия к страхованию со стороны клиентов. Мы поддерживаем инициативу регулятора полностью", — заявил официальный представитель компании "АльфаСтрахование". В компании отметили, что и ранее предлагали своим клиентам собственный "период охлаждения" сроком до 16 дней, например, в страховании имущества физических лиц.

Работа сотрудников офиса Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Архивное фото
РСА разъяснил порядок действия "периода охлаждения" для ОСАГОРоссийский союз страховщиков разъяснил порядок действия "периода охлаждения" при продаже полисов ОСАГО - срока, в течение которого страхователь может расторгнуть договор добровольного страхования.
В Российском союзе страховщиков (РСА) сообщили: право отказа добровольной дополнительной страховки при продаже ОСАГО начало действовать с октября 2015 года. Эта мера, по их оценкам, уже привела к резкому снижению объема навязываемых страховых услуг — почти на 70%.

В отраслевой ассоциации, впрочем, отметили: следует различать навязывание и кросс-продажи. "Например, если тебе продают ОСАГО и предлагают застраховать квартиру с 50-процентной скидкой – это кросс-продажи. А если говорят: не застрахуешь квартиру — не продадим ОСАГО, это навязывание", — объяснила представитель РСА Вера Склярова.

Законодательство и раньше запрещало заставлять клиентов заключать договор добровольного страхования при покупке ОСАГО. С 1 сентября 2014 года необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг карается штрафом – 50 тысяч рублей.

Доказать — легко

Страховой полис. Архивное фото
СК "МАКС": число отказов россиян от страховки после ее оформления невеликоС 1 июня 2016 года пятидневный "период охлаждения" утвержден на уровне указания ЦБ России и носит более широкий характер, касаясь не только системы ОСАГО, но и других видов страхования.
В то же время доказать сам факт принуждения к сделке было непросто. "Сложность состояла в следующем: нужны были доказательства – аудио- и видеозапись, подтверждающая, что клиенту услугу навязали. Роспотребнадзор принимал эту жалобу, выписывал постановление, направлял ее в суд. Но для суда куда важнее подпись на договоре страхования: раз она стоит, ее поставил человек дееспособный, то нет факта навязывания. В результате, получить обратно свои 1000–2000 рублей могли лишь самые упорные", — объяснил руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. Позже процедуру упростили: основанием для рассмотрения стало наличие двух полисов – ОСАГО и, например, добровольного страхования жизни с одной датой. Эффективность ее также была сомнительной.

Теперь все гораздо проще, так как появился правовой механизм – "период охлаждения".

"Заявление в страховую о навязанной услуге можно написать сразу же после покупки страховых продуктов. Страховая обязана его зарегистрировать и в течение 10 дней вернуть деньги. Ни в какие внешние инстанции обращаться не требуется, если только страховая откажется возвращать деньги. Но отказ маловероятен – ведь в этом случае страховая компания, вернув страхователю деньги, избежит штрафа в 50 тысяч за навязывание услуги", — поясняет Пушкарь.
Но, по его словам, особо принципиальные могут пойти дальше и "наказать" страховую. "Возврат денег не лишает гражданина права пожаловаться на страховую компанию в Роспотребнадзор и добиться того, чтобы она была оштрафована, так как факт навязывания услуги имел место", — добавляет он.

Дефицит и криминал

В обществе защиты прав потребителей отмечают: многие страховые компании сознательно создавали дефицит бланков полисов ОСАГО. "Они говорили: мы можем вам продать полис ОСАГО, если вы купите договор страхования жизни за 1000 рублей", то есть продавали автогражданку в "пакетах", которые сами же и придумали.

Полис ОСАГО. Архивное фото
Рынок ОСАГО насчитывает уже менее 80 страховщиковПо мнению директор департамента страхового рынка ЦБ РФ, многие страховые компании уходят с этого рынка, потому что в целом, суммарно по России, не имеют хорошего финансового результата от деятельности в данном сегменте.
В отраслевой ассоциации признают: проблема дефицита полисов ОСАГО действительно есть, в основном в регионах. Изначально проблемных регионов по ОСАГО было три: Ростовская область, Краснодарский край, и Волгоградская область. Потом к ним добавились еще два: Челябинская и Мурманская области.

В дефиците полисов ОСАГО в РСА винят так называемых автоюристов — это, по сути, полукриминальные группировки. "Они подъезжали на место ДТП, предлагали водителю на руки 20 тысяч рублей и выкупали у него права требования по ОСАГО, а дальше стрясали со страховых компаний огромные суммы", — говорит Склярова. Это, по ее словам, привело к тому, что убыточность по продажам полисов ОСАГО в регионах достигала 300%. Cтраховые компании начали отказываться продавать ОСАГО без других страховых продуктов. Осталось в итоге три компании – продавца ОСАГО (хотя лицензия на продажу автогражданки есть у 80), к которым огромные очереди.

В РСА уверены: проблему решит единый страховой агент по продаже полисов ОСАГО – он также начал действовать с 1 июня. Страховщики подпишут многостороннее соглашение, по которому все лицензированные продавцы ОСАГО будут обязаны его продавать, но исходя из количества полисов, продаваемых каждым в среднем по стране.

Впрочем, ситуацию накаляют не только "автоюристы", но и крупные игроки страховой отрасли. Один из последних скандалов: "Росгосстрах" предлагал провести платную проверку аккумулятора автомобиля желающим приобрести ОСАГО. За навязывание автолюбителям договора о проведении технического осмотра и (или) оказания услуги по контрольной диагностике аккумуляторной батареи, а также за отказ от заключения договора ОСАГО по причине прохождения техосмотра у другого оператора компанию оштрафовали на 12 млн рублей.

"Навязывание запрещается не только страховок, но и любых услуг или товаров, будь то акции или губная помада", — подчеркнули в РСА.

Предупрежден — значит вооружен

Разъясняют ли страховщики своим клиентам возможность отказа от навязанных услуг? В профильной ассоциации утверждают, что да.

Выдача полисов ОСАГО
ЦБ не видит необходимости в повышении тарифов ОСАГОНа сегодняшний день в менее 20 регионах России полис ОСАГО не является убыточным для страховых компаний, где есть реальная конкуренция и желание продавать полисы, отметил зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.
"По требованию ЦБ офисах всех страховых компаний сейчас есть брошюры – там разъясняется порядок, что и как делать, если услугу навязывают", — говорит Склярова.

Но в обществе защиты прав потребителей уверены: никакой революции на рынке страховых услуг нововведение не произведет, так как большинство о нем не узнает. "Думаю, страховые продолжат навязывать услуги просто исходя из того, что большинство об этом не знают либо не вспомнят, что когда-то о таком читали", — предполагает юрист. – Очень часто так бывает при нововведениях: закон есть, но им не пользуются".

По мнению Пушкаря, чтобы мера была эффективной, ЦБ должен заставить страховые компании крупными буквами в договоре указать информацию о том, что в течение 5 рабочих дней можно вернуть деньги за навязанный продукт. Аналогично тому, как это сейчас делают банки в договорах потребительского кредитования – указывают эффективную процентную ставку. Тогда это будет работать.

Юрист отмечает, что "период охлаждения" не затрагивает банки, которые также часто навязывают страховые продукты при выдаче кредита. "Основание здесь простое – у банка есть право не предоставлять кредит без объяснения причин", — поясняет он. Это же касается и КАСКО, которое банки обязывают покупать при автокредите: по закону заемщик обязан страховать предмет залога, коим является автомобиль.

Полис ОСАГО: как определить подделку
Полис ОСАГО: как определить подделку

 

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала