Рейтинг@Mail.ru
Транссиб в российской истории: войны, переселение и торговля - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Транссиб в российской истории: войны, переселение и торговля

© РИА Новости | Перейти в медиабанкПассажирский поезд идет по одному из участков Транссибирской магистрали. Архивное фото
Пассажирский поезд идет по одному из участков Транссибирской магистрали. Архивное фото
Читать ria.ru в
Задуманная 125 лет назад как лучший путь для переброски войск и техники Транссибирская магистраль с задачей справилась блестяще. Историю Транссиба напоминает Сергей Варшавчик.

Сергей Варшавчик

Ровно 125 лет назад, 31 мая 1891 года, было начато строительство самой длинной в мире железнодорожной дороги, Транссибирской магистрали. Она строилась в первую очередь для переброски войск из европейской части России на Дальний Восток страны и обратно. Стратегическое значение Транссиба проявилось в ряде войн, в первую очередь в ходе Великой Отечественной. 

Спасение Москвы

Транссибирская магистраль. Архивное фото
История Транссибирской магистрали
5-6 декабря 1941 года под Москвой советские войска нанесли неожиданный удар германской армии и, отбросив ее на десятки километров, перехватили стратегическую инициативу в свои руки. В контрнаступлении принимали участие десять свежих дивизий с Дальнего Востока и Забайкалья, переброшенных скрытно для врага в течение октября-ноября по Транссибирской железной дороге.

Великий Сибирский путь (историческое название магистрали) насчитывает более девяти тысяч километров. Эшелон за эшелоном шли с востока на запад со скоростью курьерских поездов, проезжая за сутки по 800 километров. Везли бойцов, танки и артиллерию. Переброска необходимых резервов была произведена всего за три недели.

В итоге немцы, стоявшие на ближних подступах к столице СССР, были буквально смяты мощным ударом, а Москва спасена. С мечтой о блицкриге Гитлеру пришлось распрощаться.  Но истоки этой победы закладывались еще в царское время.

Зеленый свет стратегической дороге

Одним из первых сторонников строительства железной дороги, которая соединяла бы европейскую часть России с азиатской, был генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. Он настойчиво "бомбардировал" своими записками сначала Николая I, а затем и Александра II. Памятуя о Крымской войне, Николай Николаевич беспокоился о невозможности быстро перебросить войска из центра на отдаленную периферию.

Но его проект отвергался как слишком дорогой для казны. Зеленый свет идея строительства единой магистрали, которая соединяла бы одну из российских столиц с Владивостоком, получила только при Александре III. Этому способствовал и железнодорожный бум, случившийся к тому времени в Российской империи.

Идею поддержал министр финансов Сергей Витте. До этого он занимал пост министра путей сообщений (при нем протяженность железных дорог в России увеличилась на 25 тысяч верст) и прекрасно разбирался в проблеме.

Поручить дело будущему царю

Президент РФ В.Путин принимает участие в работе первого Восточного экономического форума
Путин: на нужды Транссиба и БАМа будет потрачено 500 миллиардов рублей
Александр III стремился усилить влияние России в Китае, который раздирали "опиумные" войны, инициированные Великобританией. Необходимо было усилить военное присутствие на Дальнем Востоке, где набирала силу Япония, предъявляющая свои права на Корею.

Кроме того, необходимо было учитывать интересы российских промышленников и торговцев, которые видели в Маньчжурии прекрасный рынок сбыта своих товаров. К тому же будущая дорога, помимо переброски войск, давала прекрасную возможность для перевозки крестьян, желающих поселиться в Сибири и на Дальнем Востоке.

Чтобы придать вес новому проекту, император поручил курировать строительство Транссиба своему наследнику, будущему Николаю II."Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений", — говорилось в специальном рескрипте для цесаревича.

С легкой руки Николая II

В итоге именно Николай Александрович дал старт строительству магистрали. 19 мая (31 мая по новому стилю) 1891 года он собственноручно отвез тачку с землей к насыпи неподалеку от Владивостока, затем заложил первый камень в фундамент будущего вокзала и закрепил памятную серебряную пластину.

© Фото : Public domainИмператор Николай II везет тачку с землей к месту начала строительства Транссибирской магистрали. 19 мая 1891 года
Император Николай II везет тачку с землей к месту начала строительства Транссибирской магистрали. 19 мая 1891 года

Фактически же строительство пути стартовало раньше, в начале марта 1891 года, на участке Миасс – Челябинск. Основное строительство Транссибирской дороги, как и предполагал Александр III, развернулось уже в царствие его сына.

Осуществлялось оно под контролем Сергея Витте. Всесильный министр финансов предвидел, что в скором времени Россия вступит в войну с набирающей силу Японией, и потому был активным сторонником скорейшей постройки дороги.

Заселение Сибири и Дальнего Востока

Грузовые составы на участке БАМа. Архивное фото
Работы по модернизации БАМа и Транссиба идут с опережением графика
Движение поездов по Транссибу началось через 10 лет после начала строительства – осенью 1901 года, а регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком открылось летом 1903 года.

Новый железнодорожный путь способствовал активному переселению крестьян в Сибирь. Если раньше туда путешествие из европейской части занимало месяцы, то с появлением Транссиба на это тратились считаные дни. На постоянное место жительства в отдаленные регионы России с 1897 года по 1900-й переехало более 800 тысяч человек.

Еще больше туда переселилось в годы столыпинских реформ, когда в Сибирь ежегодно приезжало более полумиллиона переселенцев. Этому способствовала не только быстрота перемещения, но и льготные железнодорожные тарифы, а также другая помощь, оказываемая на местах ведомствами и учреждениями. 

Окончательный ввод в строй

С началом Русско-японской войны 1904-1905 годов дорога использовалась для переброски резервов к местам боев и, напротив, отправки эшелонов с ранеными вглубь России. Поскольку империя войну эту проиграла, нависла угроза потери контроля над важной частью Транссиба — Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД).

© Фото : Public domainКазаки охраняют участок Китайско-Восточной железной дороги через реку Сунгари во время русско-японской войны. 1903 год.
Казаки охраняют участок Китайско-Восточной железной дороги через реку Сунгари во время русско-японской войны. 1903 год.

Поэтому пришлось продолжить строительство с тем, чтобы магистраль проходила только по территории России. В результате в своем окончательном виде Транссиб вошел в строй уже в годы Первой мировой войны, когда 5 (18) октября 1916 года был открыт для движения железнодорожный мост через Амур неподалеку от Хабаровска.

В своем рескрипте от 1916 года, посвященном окончанию грандиозного 25-летнего строительства, Николай II отмечал, что наряду с подъемом благосостояния Сибири и заселением ее землепашцами "неоспоримо значение сооружения для укрепления военной мощи страны".

В локальных войнах

В 1929 году между СССР и Китаем разразился военный конфликт из-за  КВЖД. Дорога, прежде находившаяся в совместном владении, с приходом к власти в Китае сил, враждебно настроенных к Советскому Союзу, стала отчуждаться в пользу Поднебесной. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника, и статус дороги был восстановлен.

Транссибирская магистраль была активно задействована и в ходе конфликтов с японцами – в 1938 году, у озера Хасан, а также в 1939-м, во время боев на Халхин-Голе. Дорога служила для перевозки войск, техники, боевых грузов и эвакуации раненых.  

Особенно значение Транссиба возросло в начальный период Великой Отечественной войны, когда Красная армия терпела поражение за поражением от вермахта. Свежие дивизии и армии из Сибири и с Дальнего Востока начали перебрасываться на западное направление с первого дня войны.

Главная дорога страны в 1941-м

На магистрали был введен воинский график движения поездов, согласно которому до минимума сокращалось пассажирское движение и приоритет отдавался армейским эшелонам. Последние следовали по жесткому графику. Для увеличения пропускной способности дороги практиковалось одностороннее движение, скоростное формирование и вождение составов. 

С 22 июня по 5 декабря 1941 года на фронт из глубины страны были срочно переброшены 18 стрелковых и танковых дивизий общей численностью более 120 тысяч человек. Кроме того, железнодорожники Транссиба доставили за этот срок по назначению более двух тысяч орудий и минометов, свыше двух тысяч танков и 12 тысяч автомашин.

В обратную сторону перевозились эвакуируемые люди и материальные ценности, в том числе промышленные станки и продовольствие. С июля по ноябрь 1941 года в восточные регионы СССР было перебазировано 1532 крупных оборонных предприятий. В первый год войны Транссибирская магистраль работала с большим перегрузом, но справилась с поставленными задачами.

Обеспечивая победу над старым врагом

В 1945 году Транссиб вновь был активно задействован в армейских перевозках, но уже в противоположную сторону. После разгрома нацистской Германии пришел черед ее союзницы, Японии. И вновь великая Сибирская дорога стала основной трассой для переброски войск и техники.

С апреля по сентябрь 1945 года по Транссибирской магистрали прошли 1692 эшелона. Это позволило Красной армии оперативно передислоцировать к местам будущих сражений до миллиона солдат и офицеров.

При этом добротно построенная российскими строителями КВЖД сослужила добрую службу советским танкистам – во время затяжных тропических дождей боевые машины с красными звездами зачастую могли двигаться вперед только по насыпи железнодорожного полотна.

Транссибирская магистраль и сейчас, несмотря на появление БАМ, является основной железнодорожной дорогой России, исправно работая на благо людей и страны.

Путешествие по Транссибу в начале XX века. Архивные кадры
Путешествие по Транссибу в начале XX века. Архивные кадры

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала