Набиуллина, говоря о проблеме неучтенных вкладчиков, отметила, что в этом отношении возникают две сложности. Первая из них заключается в том, что в преддверии отзыва лицензии некоторые недобросовестные менеджеры банков уничтожают свой реестр вкладчиков. Председатель ЦБ отметила, что таким образом банки скрывали свои обязательства и тем самым сильно осложняли работу временных администраций.
"Эту проблему мы действительно законодательно сейчас решаем с возможностью в любой момент у банков запрашивать резервную копию такой базы данных. Но если банки — мошенники, и они не заносят ни в какую базу данных клиентов — взяли деньги и не занесли. … Мы, к сожалению, начали встречаться с такими случаями, и эти случаи не единичны", — посетовала Набиуллина, выступая в Госдуме.
"В этом отношении мы сейчас придумываем механизм, как дать доступ гражданам проверить, что у него зафиксировано на его счету. Если граждане хранят свои документы, где все выписки и так далее, это гораздо легче восстанавливается. А сейчас все уже привыкли к некоторым новым технологиям, к электронным технологиям и не всегда хранят эти документы, но нам надо дать какую-то возможность, чтобы гражданин мог понять, отражены его деньги на счетах в банке или нет", — сказала Набиуллина.
Варианты
Позднее первый зампред ЦБ Алексей Симановский пояснил, что это сейчас один из подходов, который изучается на предмет его возможности, в том числе и с правовой точки зрения. "Потому что речь идет о том, что … банковская тайна – (это – ред.) все, что относится к вкладам граждан. Насколько это возможно реализовать через соответствующие информационные технологии — это тема, требующая изучения", — отметил он.
Вместе с тем, по мнению Симановского, во введении такого механизма действительно больше плюсов, чем минусов. Как пояснил Симановский, в настоящее время рассматривается возможность передать ЦБ и Агентству по страхованию вкладов (АСВ) право досудебного решения проблем с неучтенными вкладами граждан.
"Я называл варианты более простого доступа для "непризнанных вкладчиков" для того, чтобы они могли свои права защитить через организационные процедуры, не через процедуры судебные. Если у человека есть соответствующий документ, подтверждающий то, что он является вкладчиком, деньги внесены и договор существует, чтобы он мог быть переадресован в Агентство по страхованию вкладов, и после рассмотрения этих документов могло бы быть принято решение, что человек идет в суд и получает это решение суда. Сейчас эта процедура рассматривается — подход рассматривается", — отметил он.
"Есть риски мошенничества, безусловно, риски мошенничества всегда есть", — не исключил он.