ВАТОПЕДСКИЙ МОНАСТЫРЬ/АФОН, 27 мая — РИА Новости, Геннадий Мельник. Афон производит неизгладимое впечатление, и первое — ты попадаешь в иной мир, живущий без суеты, в другом измерении времени и пространства, но и тесно связанный с современностью. Это часть Византии, дошедшая из древности со всеми традициями и главным ее богатством — людьми.
Монахи
"Ты где будешь публиковать? В сети? Тогда монахов не фотографировать! Только если издалека, чтобы лица не были видны. Они не хотят публичности", — отвечает на просьбу разрешить написать репортаж о Ватопедском монастыре монах Арсений. Он замещает игумена монастыря архимандрита Ефрема на время его отъезда.
Ватопедский монастырь — один из самых известных в России благодаря христианской святыне, поясу Богородицы, принесение которого в Россию в 2011 году организовал архимандрит Ефрем. В монастырь поклониться поясу приходят десятки паломников, а монахи могут вынести пояс и отдельным паломникам, если они зашли в Ватопед по пути в другой монастырь.
Афонские монахи абсолютно не соответствуют сложившемуся обывательскому представлению о них как о нелюдимых закрытых людях. Все они оказываются абсолютно открытыми людьми, много знающими и очень интересными в беседе, готовыми поделиться со всеми.
День монаха полностью расписан, время в праздности никто не проводит. Отводится время на отдых. При аскетическом характере жизни, монахи хорошо знают о происходящих за воротами монастыря и за пределами Афона событиях, имеют и не скрывают свое мнение об "актуальных событиях современности".
Хотя греческие священнослужители и говорят, что их дело лишь молиться и молить, они оказывают огромное влияние на политику. От священников доставалось всем политикам, если их действия расходились с религиозными традициями.
Визиты высоких гостей не вносят суету в монастырский уклад, хотя к приезду президента России Владимира Путина и предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла подготовка, конечно же, идет. В Ватопеде визитом политического и духовного руководителей крупнейшей православной страны в центр православного монашества интересуются: "Когда приедут? Какая программа? Когда на Афон прибудет?"
Новые технологии
За сотни лет в Ватопеде, как и в других монастырях, сложился свой размеренный уклад жизни, но при этом видно и влияние современности. Здесь есть своя пожарная часть и полиция — "мало ли что произойдет". Монахи, при необходимости, переговариваются по рации "уоки-токи". У многих есть современные средства связи — мобильные телефоны, смартфоны, интернет, электронная почта.
"Главное ведь — как их использовать. Главное, чтобы не во вред. У нас есть ограничения — нельзя использовать мобильные телефоны в церкви, на трапезе", — рассказал один из монахов. Так что есть часы, когда монах не ответит на звонок.
Трапезная
Современные средства связи уживаются с тысячелетними мраморными столами в трапезной. По преданию, мраморные столы были вывезены из Студийского монастыря в Константинополе после падения столицы Византийской империи и захвата ее турками. Формой столы напоминают иконы — полукруглые с одной стороны и ровные с другой.
Росписи на стенах были сделаны в конце XVIII века — "1786 года 24 декабря", как гласит одна из надписей.
В монастыре во время Великого поста лишь одна трапеза в день, в другое время их обычно две — после утренней и после вечерней молитвы. Разговаривать и шуметь за столом запрещено, пищу принимают под молитву, а после ее завершения к еде уже не притрагиваются.
Мяса в монастырском меню не бывает, но рыба, если это не дни поста, не запрещена. На столе обязательно стоят вода, яблочный уксус и монастырское вино — в умеренном количестве его пить не возбраняется. Из еды подают хлеб, картофель, рис, лук, брынзу, сезонные овощи и фрукты — огурцы, апельсины, киви, мушмулу, по праздникам — пироги и десерт. Хотя все без излишеств, голодными монахи и паломники, которые едят вместе с монахами, не остаются.
Паломники помогают монахам и накрывать столы, и убирать после трапезы.
Паломники
Ежедневно монастырь посещают десятки паломников. Многие приезжают на Афон не по одному разу — слишком сильное впечатление он производит. Приехавших ведут в трапезную, чтобы с дороги они не остались голодными.
Монахи показывают паломникам монастырь, рассказывают его историю. Среди паломников много греков, румын, молдаван и русских. Хотя монастырь и греческий, в нем есть и русские монахи, и румынские.
Расселяют паломников по кельям, которые мало чем отличаются от обычной недорогой гостиницы.
Библиотека
В монастыре хранится более полутора тысяч рукописей, несколько тысяч старых книг. Среди особо известных рукописей — "География" Клавдия Птолемея XI века. Посетителям показывают ее факсимильное издание, как и книги императора Иоанна VI Кантакузина.
Работать в библиотеке могут не все монахи — требуется специальное разрешение руководства монастыря, чтобы тебя допустили к книгам и рукописям. Многие книги XI-XIII века трудно читать. "С каллиграфией тогда были проблемы, это потом стали уделять этому внимание и лучше писать. Приходится учиться читать эти рукописи", — рассказывает монах, отвечающий за библиотеку и музей монастыря.
Здесь же хранится и архив монастыря — записи о жизни монастыря с начала его основания. Возможно, что будет издана большая история Ватопедского монастыря, говорит монах из издательского отдела. По его словам, в начале 20-го века история была подготовлена одним из монахов к печати, но исполнить задуманное тогда не удалось.
Издательский отдел сейчас публикует собрание сочинений Максима Грека. Его рукописи, хранящиеся в российских архивах, переводят со старославянского на греческий. "Не все работы Максима Грека изданы в России. Мы нашли некоторые неизвестные произведения. Они будут переведены со старославянского на русский язык и впервые будут изданы на русском языке", — рассказал собеседник агентства.
О Ватопедском монастыре пишут много. "Но иногда такое читаешь, что не знаешь, откуда что взялось", — говорит он.
Школа
На Афоне есть и школа — Афониада. Основана она была по инициативе Ватопедского монастыря, и расположена в Андреевском ските.
Официальное ее название — Афонская богословская академия, но учатся в ней мальчики после 6-го класса. Сейчас в школе учатся около 50 ребят, причем не только из Греции и Кипра, но и из других стран. Есть и несколько ребят из России. Сейчас у них уже начались каникулы, и большинство школьников разъехались по домам.
Все занятия идут на греческом языке. Помимо "обычных" школьных предметов, здесь преподают богословие, византийскую музыку, иконопись; есть и спортивные занятия — ребята играют в волейбол, баскетбол, рассказал один из учеников.
"У нас половина школьников мечтает стать монахами", — добавил он.
Одна вера
В Салоники я возвращался вместе с итальянцем Михалисом. На Афон он приехал принять крещение в православие, и в монастыре пробыл неделю. При крещении ему и дали имя Михалис.
"Сейчас осталась одна религия — православие", — сказал Михалис. По его словам, на Афон он еще обязательно вернется.