Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"
На территории бывшей фабрики "Большевик" 28 мая для широкой публики открывается уникальный Музей русского импрессионизма. Здесь любителей импрессионизма ждут не Моне и Мане, а Серов и Кустодиев. Мы выбрали 10 знаковых работ собрания.
Василий Поленов, "В Крыму"
Постоянная экспозиция нового частного Музея русского импрессионизма (МРИ) состоит из 70 картин выдающихся мастеров конца XIX — начала XX века. Однако, по словам директора нового выставочного пространства Юлии Петровой, основой собрания стали именно две работы Поленова: "Конечно, его нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова, однако именно Поленов первым рассказал своим ученикам, в том числе Константину Коровину и Валентину Серову, о новых мировых тенденциях".
Валентин Серов, "Окно"
![Картина Валентина Серова Открытое окно. Сирень Картина Валентина Серова Открытое окно. Сирень](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143964/86/1439648614_0:0:2498:2643_768x0_80_0_0_af7259e16f5eaaf9655b016a171335b8.jpg)
Имя Валентина Серова в этом году стало известно даже тем, кто никогда не интересовался искусством. Очереди на ретроспективу художника в Третьяковской галерее вызвали небывалый ажиотаж. В коллекции МРИ выдающийся портретист представлен картиной "Окно".
В 1887 году художник совершил поездку по Италии и под впечатлением от современной европейской живописи написал по возвращении свою знаменитую "Девочку с персиками".
В картине "Окно", как и в шедевре из Третьяковской галереи, чувствуется особенная свежесть и "трепет жизни", характерные для импрессионизма.
Николай Кузнецов, "Портрет Маруси"
![Картина Николая Кузнецова Портрет Маруси Картина Николая Кузнецова Портрет Маруси](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/28/1439652854_0:0:3041:4000_768x0_80_0_0_77562af84b14cc9bb44f638f164be648.jpg)
Еще один мастер портретной и пейзажной живописи конца позапрошлого столетия — Николай Кузнецов — представлен в новом музее работой "Портрет Маруси". На полотне изображена любимая дочь художника — знаменитая оперная певица Мария Кузнецова-Бенуа.
В этой трогательной и живой работе можно найти аналогии с женскими портретами Ренуара, а в том, как написана фигура девочки и ее воздушное платье — влияние Дега.
Борис Кустодиев, "Венеция"
![Картина Бориса Кустодиева Венеция Картина Бориса Кустодиева Венеция](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/32/1439653248_0:0:3132:2465_768x0_80_0_0_6bf6e515cbf7516929421ab4942b4d90.jpg)
Один из самых в прямом смысле ярких живописцев в этом собрании — Борис Кустодиев. Известный широкой публике по "Купчихе за чаем", Кустодиев всегда считался мастером изображения праздничного крестьянского и купеческого быта с его шумными ярмарками, краснощекими девицами в пестрых платках и удалыми молодцами с гармониками.
Тем удивительнее, что "Венеция" Кустодиева по технике похожа на картину Клода Моне "Впечатление", от которой и произошел термин импрессионизм (impression — впечатление). А по глубине красок полотно Кустодиева напоминает "Звездную ночь над Роной" Ван Гога.
Владимир Баранов-Россине, "Дорожка в саду"
![Картина Владимира Баранова-Россине Дорожка в саду Картина Владимира Баранова-Россине Дорожка в саду](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/36/1439653676_0:0:2684:2615_768x0_80_0_0_e7bc5a3c76ceee1383b15dbd026010bb.jpg)
В отличие от своих предшественников, тяготевших скорее к передвижничеству и жанровой живописи, Владимир Баранов-Россине прославился как авангардист. Прекрасный рисовальщик и скульптор, он в 1910 году уехал в Париж, где поселился в знаменитом "Улье" вместе с художниками Марком Шагалом, Осипом Цадкиным и Хаимом Сутиным.
После краткого возвращения на родину художник окончательно перебрался во Францию в 1925 году.
К сожалению, роман Баранова-Россине с родиной импрессионизма закончился печально — в разгар Второй мировой войны его арестовало гестапо и отправило в Освенцим, где он и погиб год спустя. В России осталось не так много его картин, поэтому возможность увидеть "Дорожку в саду", безусловно, стоит использовать.
Петр Кончаловский, "Каток "Динамо"
![Картина Петра Кончаловского Каток Динамо Картина Петра Кончаловского Каток Динамо](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/39/1439653949_0:0:3452:2401_768x0_80_0_0_aced83b6889fdbef02efcc2b7d81a66a.jpg)
Для тех, кому Петр Кончаловский известен как лауреат Сталинской премии и ордена Трудового Красного Знамени, его связь с импрессионистической традицией может показаться неочевидной.
На самом деле, он проходил учебу в легендарной частной академии художеств Жюлиана в Париже и был прекрасно знаком с техникой уже терявшего на тот момент популярность во Франции направления. Спустя полвека после своего заграничного ученичества Кончаловский написал этот пейзаж советской столицы, используя те же приемы и придавая московскому катку романтические черты ночного Парижа.
Михаил Шемякин, "Девочка в матроске"
![Картина Михаила Шемякина Девочка в матроске Картина Михаила Шемякина Девочка в матроске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/50/1439655031_0:0:2555:3224_768x0_80_0_0_cfba04ced11b675e02cca326f5f0281b.jpg)
Михаил Федорович Шемякин — незаслуженно забытый художник начала ХХ века. Ученик Серова и Коровина, он совершенствовал мастерство в Мюнхене, а также неоднократно совершал творческие поездки в Чехию.
Шемякин был одним из первых последователей передвижников, кто сознательно обратился к импрессионизму. Это хорошо видно по картине 1910 года "Девочка в матроске". Широкие ритмичные мазки и видимость незаконченности придают полотну легкость.
Юрий Пименов, "Мокрые афиши"
![Картина Юрия Пименова Мокрые афиши Картина Юрия Пименова Мокрые афиши](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/55/1439655531_0:0:2555:2731_768x0_80_0_0_53682b973a72d219099023aaef5945fe.jpg)
Еще один мэтр советской живописи, Юрий Пименов, представлен в основной экспозиции картиной "Мокрые афиши". Это символично: ведь Пименов был выдающимся театральным художником и сценографом. На полуразмытой дождем афише мы видим анонс премьеры спектакля по пьесе Островского "Таланты и поклонники" в театре им. Маяковского.
Арнольд Лаховский, "Город во Франции"
![Картина Арнольда Лаховского Город во Франции Картина Арнольда Лаховского Город во Франции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/42/1439654268_0:0:4488:3706_768x0_80_0_0_213b24731be6723000c23ac80b298bab.jpg)
Одновременно с открытием основной экспозиции МРИ представляет и первую временную выставку. Ее героем стал Арнольд Лаховский — талантливый ученик Репина, получивший признание в Европе и США. Нынешняя ретроспектива "Арнольд Лаховский. Очарованный странник" впервые представляет его московской публике.
Кураторы собрали почти пятьдесят его работ из 12 коллекций, стремясь показать все периоды творчества художника. "Город во Франции" — своеобразное посвящение пейзажисту Альфреду Сислею, поклонником которого был Лаховский.
Арнольд Лаховский, "Улица в Пскове"
![Картина Арнольда Лаховского Улица в Пскове Картина Арнольда Лаховского Улица в Пскове](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143965/46/1439654648_0:0:4899:6129_768x0_80_0_0_fbf38322ef33e1bed476b1e9219ea2af.jpg)
Картина "Улица в Пскове", напротив, яркий образец именно русского импрессионизма, который отличала национальная специфика — деревенский характер, этюдность и акцент на предметность. По этой работе заметно, что русский импрессионизм тяготел к реализму; в нем меньше динамичности и воздушности, чем во французском первоисточнике и больше материальности и нагруженности смыслами.