Рейтинг@Mail.ru
Наш ответ французам: 10 картин из нового Музея русского импрессионизма - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Наш ответ французам: 10 картин из нового Музея русского импрессионизма

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Василия Поленова "В Крыму"
Картина Василия Поленова В Крыму
Читать ria.ru в
Бывшее здание кондитерской фабрики "Большевик" превратилось в частный Музей русского импрессионизма. Анна Михайлова выбрала 10 знаковых работ собрания.

Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"

На территории бывшей фабрики "Большевик" 28 мая для широкой публики открывается уникальный Музей русского импрессионизма. Здесь любителей импрессионизма ждут не Моне и Мане, а Серов и Кустодиев. Мы выбрали 10 знаковых работ собрания.

Василий Поленов, "В Крыму"

Постоянная экспозиция нового частного Музея русского импрессионизма (МРИ) состоит из 70 картин выдающихся мастеров конца XIX — начала XX века. Однако, по словам директора нового выставочного пространства Юлии Петровой, основой собрания стали именно две работы Поленова: "Конечно, его нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова, однако именно Поленов первым рассказал своим ученикам, в том числе Константину Коровину и Валентину Серову, о новых мировых тенденциях".

Валентин Серов, "Окно"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Валентина Серова "Открытое окно. Сирень"
Картина Валентина Серова Открытое окно. Сирень

Имя Валентина Серова в этом году стало известно даже тем, кто никогда не интересовался искусством. Очереди на ретроспективу художника в Третьяковской галерее вызвали небывалый ажиотаж. В коллекции МРИ выдающийся портретист представлен картиной "Окно".

В 1887 году художник совершил поездку по Италии и под впечатлением от современной европейской живописи написал по возвращении свою знаменитую "Девочку с персиками".

В картине "Окно", как и в шедевре из Третьяковской галереи, чувствуется особенная свежесть и "трепет жизни", характерные для импрессионизма.

Николай Кузнецов, "Портрет Маруси"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Николая Кузнецова "Портрет Маруси"
Картина Николая Кузнецова Портрет Маруси

Еще один мастер портретной и пейзажной живописи конца позапрошлого столетия — Николай Кузнецов — представлен в новом музее работой "Портрет Маруси". На полотне изображена любимая дочь художника — знаменитая оперная певица Мария Кузнецова-Бенуа.

В этой трогательной и живой работе можно найти аналогии с женскими портретами Ренуара, а в том, как написана фигура девочки и ее воздушное платье — влияние Дега.

Борис Кустодиев, "Венеция"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Бориса Кустодиева "Венеция"
Картина Бориса Кустодиева Венеция

Один из самых в прямом смысле ярких живописцев в этом собрании — Борис Кустодиев. Известный широкой публике по "Купчихе за чаем", Кустодиев всегда считался мастером изображения праздничного крестьянского и купеческого быта с его шумными ярмарками, краснощекими девицами в пестрых платках и удалыми молодцами с гармониками.

Тем удивительнее, что "Венеция" Кустодиева по технике похожа на картину Клода Моне "Впечатление", от которой и произошел термин импрессионизм (impression — впечатление). А по глубине красок полотно Кустодиева напоминает "Звездную ночь над Роной" Ван Гога.

Владимир Баранов-Россине, "Дорожка в саду"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Владимира Баранова-Россине "Дорожка в саду"
Картина Владимира Баранова-Россине Дорожка в саду

В отличие от своих предшественников, тяготевших скорее к передвижничеству и жанровой живописи, Владимир Баранов-Россине прославился как авангардист. Прекрасный рисовальщик и скульптор, он в 1910 году уехал в Париж, где поселился в знаменитом "Улье" вместе с художниками Марком Шагалом, Осипом Цадкиным и Хаимом Сутиным.

После краткого возвращения на родину художник окончательно перебрался во Францию в 1925 году.

К сожалению, роман Баранова-Россине с родиной импрессионизма закончился печально — в разгар Второй мировой войны его арестовало гестапо и отправило в Освенцим, где он и погиб год спустя. В России осталось не так много его картин, поэтому возможность увидеть "Дорожку в саду", безусловно, стоит использовать.

Петр Кончаловский, "Каток "Динамо"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Петра Кончаловского "Каток "Динамо"
Картина Петра Кончаловского Каток Динамо

Для тех, кому Петр Кончаловский известен как лауреат Сталинской премии и ордена Трудового Красного Знамени, его связь с импрессионистической традицией может показаться неочевидной.

На самом деле, он проходил учебу в легендарной частной академии художеств Жюлиана в Париже и был прекрасно знаком с техникой уже терявшего на тот момент популярность во Франции направления. Спустя полвека после своего заграничного ученичества Кончаловский написал этот пейзаж советской столицы, используя те же приемы и придавая московскому катку романтические черты ночного Парижа.

Михаил Шемякин, "Девочка в матроске"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Михаила Шемякина "Девочка в матроске"
Картина Михаила Шемякина Девочка в матроске

Михаил Федорович Шемякин — незаслуженно забытый художник начала ХХ века. Ученик Серова и Коровина, он совершенствовал мастерство в Мюнхене, а также неоднократно совершал творческие поездки в Чехию.

Шемякин был одним из первых последователей передвижников, кто сознательно обратился к импрессионизму. Это хорошо видно по картине 1910 года "Девочка в матроске". Широкие ритмичные мазки и видимость незаконченности придают полотну легкость.

Юрий Пименов, "Мокрые афиши"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Юрия Пименова "Мокрые афиши"
Картина Юрия Пименова Мокрые афиши

Еще один мэтр советской живописи, Юрий Пименов, представлен в основной экспозиции картиной "Мокрые афиши". Это символично: ведь Пименов был выдающимся театральным художником и сценографом. На полуразмытой дождем афише мы видим анонс премьеры спектакля по пьесе Островского "Таланты и поклонники" в театре им. Маяковского.

Арнольд Лаховский, "Город во Франции"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Арнольда Лаховского "Город во Франции"
Картина Арнольда Лаховского Город во Франции

Одновременно с открытием основной экспозиции МРИ представляет и первую временную выставку. Ее героем стал Арнольд Лаховский — талантливый ученик Репина, получивший признание в Европе и США. Нынешняя ретроспектива "Арнольд Лаховский. Очарованный странник" впервые представляет его московской публике.

Кураторы собрали почти пятьдесят его работ из 12 коллекций, стремясь показать все периоды творчества художника. "Город во Франции" — своеобразное посвящение пейзажисту Альфреду Сислею, поклонником которого был Лаховский.

Арнольд Лаховский, "Улица в Пскове"

© предоставлено Музеем русского импрессионизмаКартина Арнольда Лаховского "Улица в Пскове"
Картина Арнольда Лаховского Улица в Пскове

Картина "Улица в Пскове", напротив, яркий образец именно русского импрессионизма, который отличала национальная специфика — деревенский характер, этюдность и акцент на предметность. По этой работе заметно, что русский импрессионизм тяготел к реализму; в нем меньше динамичности и воздушности, чем во французском первоисточнике и больше материальности и нагруженности смыслами.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала