Россияне Евгений Ерофеев и Александр Александров были задержаны 16 мая 2015 года в районе города Счастье в зоне соприкосновения украинских силовиков и ополченцев самопровозглашенной Луганской народной республики. В результате перестрелки боевых групп один украинский военный погиб, трое получили ранения. В этом бою Ерофеев был ранен в руку, а Александров — в ногу. После боя россияне были задержаны сотрудниками Службы безопасности Украины.
Россиянам 19 мая объявили, что их подозревают в террористической деятельности в зоне военной спецоперации, через три дня киевский суд их арестовал. Позднее Ерофееву и Александрову были сделаны плановые операции в киевском военном госпитале.
Когда они еще находились в послеоперационном состоянии и не могли, как считают российские эксперты, полностью отдавать отчет в происходящем, в их палатах, охраняемых сотрудниками Службы безопасности Украины, появилась съемочная группа вместе с известным украинским журналистом Савиком Шустером. В ходе интервью задержанные пояснили, что являются военнослужащими российской армии. Позже видеосъемка была приобщена к материалам уголовного дела.
На самом деле, как утверждает российская сторона, оба гражданина РФ уволились из рядов российской армии, выехали в зону конфликта, где по собственной воле приняли участие в боевых действиях, вступив в ряды милиции Луганской народной республики.
Расследование дела в отношении россиян велось украинскими правоохранителями несколько месяцев. Первоначально Ерофееву и Александрову было предъявлено подозрение в террористической деятельности. В ходе следствия появились новые подозрения: ведение агрессивной войны, незаконное пересечение границы, незаконное перемещение оружия и боеприпасов, незаконное ношение оружия, незаконный порядок въезда на "оккупированные территории", а также развязывание военного конфликта.
Судебное рассмотрение дела Ерофеева и Александрова началось в Киеве в конце сентября 2015 года. К середине апреля 2016 года суд успел ознакомиться с материалами доказательств стороны обвинения, провести допрос свидетелей обвинения, потерпевших, судмедэксперта, приобщил к делу материалы доказательств защиты.
Свидетели стороны обвинения утверждали, россияне якобы признавались им в том, что являются "российскими военными", однако ни один из свидетелей не смог с точностью сказать, принимали ли Ерофеев и Александров непосредственное участие в боевом столкновении с украинскими силовиками и какое оружие было при них в таком случае.
Сами подсудимые свою вину не признали.
Адвокатами Александрова и Ерофеева по назначению (то есть не нанятыми самими подозреваемыми или их родственниками, а назначенные им бесплатно судом) стали соответственно Юрий Грабовский, заместитель председателя Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Украины, и Оксана Соколовская.
Грабовский доказал, что убитый в ходе того же боя украинский военнослужащий никак не мог погибнуть в результате перестрелки, в которой якобы участвовали Александров и Ерофеев, поскольку изъятое при пленении у них оружие было другого калибра, чем пуля, от которой погиб украинец. Более того, он смог представить доказательства того, что и бой, участие в котором вменяют в вину подозреваемым россиянам, происходил в то время, когда они уже находились в плену и направлялись в "скорой" в госпиталь. Указывал Грабовский и на другие нестыковки следствия. Кроме того, он предъявил доказательства исчезновения некоторых улик и во время задержания, и в ходе следствия. Однако суд проигнорировал эти нестыковки.
И Грабовский, и Соколовская неоднократно заявляли о давлении, которое на них оказывали и сотрудники правоохранительных органов, в том числе СБУ, националисты и даже коллеги по украинской адвокатуре.
В марте 2016 года, когда судебный процесс над Александровым и Ерофеевым уже подходил к концу, адвокат Юрий Грабовский был убит. Тело его было найдено спустя несколько дней, двое предполагаемых убийц задержаны. Генпрокуратура и военный прокурор Анатолий Матиос выдвинули версию, что это дело рук пророссийских сил, диверсантов.
В апреле 2016 года произошло еще одно громкое происшествие — неизвестные подожгли кабинет судьи Николая Дидыка, который вел дело россиян. В результате был уничтожен ряд документов.
На заседании суда 14 апреля 2016 года россияне дали показания. Особый интерес у судей вызвал Ерофеев. Россиянина подробно расспрашивали об обстоятельствах его увольнения из российских вооруженных сил и о денежном вознаграждении за участие в ополчении ЛНР. Подсудимый ответил, что денег за свою службу не получал и вступил в ополчение добровольно.
В конце заседания Ерофеев заявил, что считает обвинения украинского следствия против себя необоснованными. Александр Александров дал похожие показания.
15 апреля 2016 года россияне во время выступления на дебатах в суде в Киеве, заявили, что отказываются от показаний в ходе досудебного следствия, так как они были даны под давлением.
В этот день суд завершил все стадии судебного процесса и удалился в совещательную комнату для вынесения приговора.
18 апреля Голосеевский районный суд Киева приговорил россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества, признав их виновными в террористической деятельности.
Обвинение просило приговорить подсудимых к 15 годам лишения свободы, что является высшей мерой наказания по вменяемым им статьям. Ерофееву и Александрову ранее были предъявлены обвинения по шести статьям уголовного кодекса Украины, самыми тяжелыми из них являются "участие в теракте или террористической организации", "ведение агрессивной войны" и "действия, приведшие к гибели человека", по остальным статьям предусмотрена более мягкая мера наказания. По украинскому законодательству, сроки наказания по разным статьям не суммируются, осужденный отбывает наказание по самой суровой статье.
С момента задержания россиян обсуждался вопрос о возможном их обмене. В прессе неоднократно появлялись сообщения, что соответствующие переговоры уже ведутся на разных уровнях. Главный военный прокурор Украины исключил возможность обмена Ерофеева и Александрова до завершения суда над ними и вступления приговора в законную силу.
23 мая приговор украинского суда в отношении россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова вступил в силу.
25 мая адвокат Александрова сообщил, что ходатайство о помиловании россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева подано президенту Украины Петру Порошенко.
Ранее эксперты заявляли, что россияне могут вернуться на родину в трех случаях: если их помилует президент Украины, также их могут перевести в Россию в рамках конвенции о передаче осужденных лиц или обменять на осужденных украинцев.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников