Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 26 мая - РИА Новости, 30.05.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 26 мая

Читать ria.ru в
Дзен
26 мая католики отмечают праздник Тела и Крови Христа, православные верующие чтут память мученицы Гликерии Ираклийской, а иудеи празднуют Лаг Ба-омер.

Праздник пресвятого Тела и Крови Христа

Этот католический праздник в честь установления Иисусом Христом таинства Причащения (Евхаристии) во многих странах празднуется с большим размахом.

Он сравнительно новый — папа Урбан IV установил его в 1264 году в память чуда, произошедшего, по преданию, в церкви Санта Кристина в городе Больсене, где священник, совершая мессу, усомнился в реальном присутствии Христа в Святых Дарах, и тогда из гостии (евхаристический хлеб) пошла кровь. Общецерковным праздник стал с 1311 года, а при папе Иоанне XXII в начале XIV века в этот день слали совершать торжественные процессии со Святыми Дарами.

В некоторых европейских странах это — официальный государственный праздник, а там, где четверг остается рабочим днем, торжества переносятся на ближайшее воскресенье. Во многих городах в этот день под звон колоколов и пение гимнов устраивают массовые процессии со свечами и хоругвями. Во главе священник несет под балдахином дарохранительницу "с Христом". Поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшают зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, а дорогу устилаю живыми цветами. По пути процессия четыре раза останавливается перед четырьмя открытыми алтарями, у которых читают отрывки из Евангелия и священник благословляет собравшихся Святыми Дарами.

В Йорке, Уэйкфилде, Ковентри и других английских городах в XIV, XV и XVI веках эти процессии оказали значительное влияние на развитие драматического искусства — сцены из Библии представлялись городскими ремесленниками: каждому цеху принадлежала одна повозка, на которой разыгрывалась определенная сцена (мистерия). Передвижные подмостки останавливались в определенных местах, где участники мистерии разыгрывали свою сцену, так что зрители, оставаясь на месте, могли видеть целую череду небольших пьес, которые составляли единый драматический цикл.

Мученица Гликерия Ираклийская

Святая Гликерия приняла мученическую смерть за Христа во II веке при императоре Марке Аврелии Антонине.

Марк Аврелий, выдающийся философ, автор "Размышлений" — классического труда по стоицизму, был безжалостным и жестоким гонителем христиан. Если до него правительство не разыскивало христиан специально, то при нем повелевалось их разыскивать, убеждать отказаться их от своих "заблуждений", а если  останутся непреклонны, предавать пыткам, которые следует прекращать только тогда, когда они совершат поклонение богам.

Христиан преследовали с такой нечеловеческой жестокостью, что наблюдавшие за их казнью в ужасе содрогались и поражались мужеству страдальцев, которым специальными прессами дробили ноги, заставляли ходить по гвоздям, бичевали до тех пор, пока не разрывались их мускулы и вены, а после жесточайших пыток еще и убивали каким-нибудь изощренным способом.

Гликерия, дочь бывшего римского анфипата (градоначальника) Макария, переселившегося с семьей из Рима во фракийский город Троянополь, рано осиротела, сблизилась с местной христианской общиной и приняла крещение. Когда около 177 года правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к жертвоприношению, объявил в городе праздник общего поклонения Зевсу, она попросила своих единоверцев молиться, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий.

Русское слово "мученик" не совсем верно передает смысл греческого слова "мартис" — "свидетель". В русском переводе акцент сделан на мучение, на перенесение страданий, но главное не в самих страданиях, а в их мотивации. Мученик — это тот, кто даже перед лицом смерти, даже подвергаемый пыткам готов свидетельствовать о Христе.

Раннехристианский писатель Иустин Философ, казненный около 160 года, объяснял суть мученичества очень прозаически. Он говорил: мы принимаем смерть за Христа, потому что исполняем заповедь "не лжесвидетельствуй" — нас спрашивают, веруем ли мы во Христа, и мы скорее готовы умереть, чем солгать, нарушив заповедь.

Для христианина смерть — встреча со Христом, начало новой жизни, куда более полной и радостной, нежели земное существование. По словам апостола Павла: "Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение" (Флп. 1:21). Перед мучеником стоит очень четкий и понятный выбор: или ты продолжаешь жить земной жизнью, но уже без Христа, или тебе необходимо принять смерть, чтобы остаться со Христом. Поэтому мученичество — это прежде всего свидетельство о Христе, победившем смерть.

В день праздника Гликерия, начертав на лбу крест, пришла со всеми в храм Зевса и сняла с головы покрывало, чем так возмутила остальных горожан, что они даже попытались на месте забить ее камнями, но стража отбила девушку и отвела в темницу, где ей предстояло ждать пыток и мучительной казни.

По мысли римских властей, эта хорошо рассчитанная жестокость должна была дать педагогический эффект — запугать людей из "группы риска". Ради этого можно было, например, казнить все население несдавшегося города, чтобы другие города сдавались без возражений — то есть, проявив крайнюю жестокость в одном месте, избавиться от необходимости проявлять ее во всех остальных местах.

Утром начались истязания, но Гликерия и под пытками не отреклась от своей веры. Тогда Савин, отбывавший в Гераклию (Ираклию) Фракийскую, повелел везти ее туда, чтобы продолжить пытки. Согласно житию, в Ираклии святую Гликерию бросили в печь, пламя которой не коснулось ее, содрали кожу с головы и бросили в темницу, а на следующий день отдали на растерзание львам.

Конечно, описание мучений первых христиан в житиях порой напоминают сказочные сюжеты, однако, как утверждают историки, в основе своей эти свидетельства правдивы, потому что опираются не только на средневековые тексты, но и на архивные документы, которых сохранилось довольно много: римляне обстоятельно протоколировали все, даже чудеса. Например, во время казни святителя Поликарпа Смирнского (156 год), когда его поставили на костер, пламя образовало вокруг него сферу, оставив тело невредимым. Потом святителя закололи мечом. И все это запротоколировано. И это далеко не единственный случай, зафиксированный в документах Римской империи.

Разумеется, абсолютной достоверности от каждого экземпляра житийной литературы ждать нельзя — переписчики могли добавлять что-то от себя, более того, сложились определенные каноны, которым эти жития должны были соответствовать. Но их неточности, их привнесения не играют особой роли. В главном они правдивы.

Так житие святой Гликерии рассказывает о Лаодикие, ее стражнике в темнице, который был настолько потрясен ее примером, что на суде исповедал себя христианином и был немедленно усечен мечом.

Ираклийские христиане похоронили их обоих. А в 1604 году мощи святой Гликерии были привезены архиепископом Феодосием Амиклонским в Москву как дар Константинопольского патриарха Рафаила II. Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 гг.

Лаг Ба-омер

История этого праздника восходит ко временам Иерусалимского Храма. На второй день Песаха полагалось приносить в Храм сноп ячменя нового урожая — первый омер (слово "омер" на иврите означает сноп), а на следующее утро Богу возносили молитву об урожае и начинали отсчет "дней омера": всего 49 дней от Песаха до Шавуота — по числу дней от Исхода из Египта  до получения Торы. Каждый день имел свое порядковое число. На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая.

Согласно Торе, время между первым и вторым омером сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называлось временем "трепета и надежды", так как в эти семь недель решалась судьба всего года — быть ему урожайным или нет. И лишь на 33-й день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимались многие ограничения (запрет бракосочетания, стрижки и бритья, ношения новой одежды[) — устраивался как бы "перерыв" в тревогах.

Вечером принято зажигать костры, плясать и петь песни. Многие хасиды ездят на могилу рабби Шимона бар Иохая, одного из пяти знатоков Торы, оставшихся в живых после страшной эпидемии, которая унесла жизни 24 тысяч мудрецов, приговоренного римлянами к смерти и 13 лет скрывавшегося в пещере на горе Мирон в Галилее. В любом месте в Талмуде, где упоминается просто рабби Шимон без упоминания имени его учителя или отца, имеется в виду рабби Шимон бар Йохай.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала