Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Отмена американского оружейного эмбарго напоминает математическую функцию со многими неизвестными, над которой придется размышлять не только США и Вьетнаму. Затронуты интересы Китая, России и других стран. Ясно одно: политика здесь преобладает над экономическим смыслом.
23 мая США отменили полувековое эмбарго на поставки летального оружия Вьетнаму. Президент США Барак Обама заявил об этом на совместной пресс-конференции с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом в Ханое.
В ходе визита во Вьетнам Барак Обама также призвал к мирному решению территориальных споров в Южно-Китайском море.
Столь же оптимистично настроен руководитель Пентагона Эштон Картер: "Это позволит нам и дальше продвигаться в поистине историческом военном партнерстве с Вьетнамом. И я полагаю, это прежде всего коснется морской сферы, где мы наиболее тесно пересекаемся".
Насколько отмена эмбарго снизит или повысит уровень напряженности в Южно-Китайском море, мы увидим в самое ближайшее время.
Ничего, кроме политики
Отмена американского дискриминационного по сути запрета на торговлю оружием с Вьетнамом сразу наводит на мысль, что целью является Китай. На фоне обострения территориальных проблем в Южно-Китайском море Вьетнам не первый год стремится укрепить связи с США в области безопасности.
Американцы еще в 2010 году определили два принципиальных направления стратегии национальной безопасности: с помощью Вьетнама создать противовес Китаю и поддержать Ханой в территориальном конфликте в зоне Южно-Китайского моря. Теперь "оружейная привязка" Вьетнама может послужить консолидированному военно-политическому давлению на Пекин.
У Китая сохраняются разногласия с рядом стран региона (Япония, Вьетнам, Филиппины) по морским границам и зонам ответственности. При этом КНР считает, что Вьетнам сознательно использует поддержку США для эскалации напряженности. Американцы намерены и впредь играть ключевую роль в регионе. Китай с этим вряд ли согласится, однако не будет делать резких движений без крайней необходимости.
МИД Китая приветствовал нормализацию отношений США с Вьетнамом, и все же в Пекине понимают, что американское оружие Ханой может употребить в территориальных спорах.
Возможно, отныне Вашингтон намерен активнее поддерживать свой авторитет в Азии. Ведь количество насыпных китайских островов вскоре превысит количество американских эсминцев. На Китай работает время, на него все в большей степени ориентируется мировая экономика.
Пекин настроен мирно, и все же не собирается сдавать позиций. 26 мая 2015 года КНР обнародовала новую военную стратегию, согласно которой китайские ВМС переходят от защиты исключительно прибрежных территорий к обеспечению безопасности в открытом море. Строятся новые корабли. Сегодня Китай имеет один авианосец и программу строительства еще четырех (до 2020 года).
Отношения между Пекином и Ханоем резко ухудшились 2 мая 2014 года, когда в район Парасельских островов в сопровождении китайских кораблей прибыла нефтяная буровая платформа "Хайян Шию-981". Во Вьетнаме, который считает эти воды своей экономической зоной, прошла волна протестов.
Отношения между Вашингтоном и Ханоем стабилизировались лишь недавно. CША активно участвовали во Вьетнамской войне в 1965-1973 годов, завершившейся в 1975-м полным поражением проамериканского Юга Вьетнама.
Ханой проводит политику острожного маневрирования между интересами сверхдержав. Вьетнам высоко оценивает вклад России в укрепление его безопасности, к тому же РФ не вовлечена в территориальные споры в Южно-Китайском море. Российские политические позиции прочны.
Почетный профессор Академии сил обороны Австралии Карлайл Тайер отмечает: "Долгие годы Вьетнам хотел, чтобы США сняли эмбарго, которое в Ханое воспринимали как политическую дискриминацию. И это произошло. Как отметил Барак Обама, запрет на продажу оружия Вьетнаму был наследием холодной войны, и сейчас с этим покончено. Обама восстановил отношения с Кубой, договорился с Ираном по ядерной программе и снял часть санкций с Мьянмы. Что касается Вьетнама, торговые ограничения против которого намного более проработаны, здесь Обама решает избавиться от главного раздражителя. Снятия эмбарго не приведет к тому, что Вьетнам заключит дорогостоящие сделки с США на поставку оружия. Ханой крепко связан с Москвой… Так это и останется. Возможные изменения произойдут в рамках совместного заявления о перспективах оборонных отношений, которое было подписано в 2015 году… Если ситуация с правами человека во Вьетнаме ухудшится, то продажи оружия будут приостановлены".
Военно-экономическая конкуренция
Политика политикой, а конкуренция на международном оружейном рынке — важный элемент уравнения. В последние годы Ханой закупал немало оружия в России, которая взвешенно относится к Вьетнаму и дорожит давними связями с этой страной.
Россия поставляет Вьетнаму подводные лодки проекта 06361 "Варшавянка" с ракетным комплексом Club-S (экспортный аналог "Калибра"), сторожевые фрегаты проекта 11661 "Гепард-3.9", ракетные катера "Молния", подвижный береговой ракетный комплекс "Бастион", истребители Су-30МК2 и другие вооружения. В последние годы подписаны контракты общей стоимостью более 4,5 млрд долларов.
Вьетнам заинтересован в диверсификации оружейных поставок, однако многое зависит от номенклатуры изделий, соотношения цен и возможности замены (модернизации) уже развернутых оборонительных систем и вооружений российского производства.
С учетом объемов военно-технического сотрудничества для России практически ничего не изменится. И все же отменой эмбарго американцы косвенно пытаются поставить Россию перед выбором: активнее поддерживать Китай либо развивать отношения с Вьетнамом, который недавно предложил российскому ВМФ вернуться в Камрань на определенных условиях.
17 мая посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон заявил: "Политика Вьетнама заключается в том, чтобы не вступать в военные союзы или союзничать с одним государством против другого. В этом контексте реализация портов Камрани для многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов и развития военной техники для обеспечения мира и стабильности в регионе является подходящим направлением".
В 1979 году Социалистическая Республика Вьетнам безвозмездно отдала глубоководную бухту Камрань Советскому Союзу на 25 лет. Военно-морская база называлась пунктом материально-технического обеспечения ВМФ (ПМТО ВМФ), обеспечивала стоянку до двадцати надводных кораблей, субмарин и судов обеспечения, позволяла Тихоокеанскому флоту России до эвакуации в 2001 году контролировать южную часть Тихого и весь Индийский океан.
Значительное усиление военно-технического сотрудничества России с Вьетнамом может показаться Пекину нелогичным на фоне успешного развития российско-китайских отношений и Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанного 16 июля 2001 года в Кремле.
Как бы то ни было, Россия сохраняет конструктивные отношения с Вьетнамом и другими странами Азии, остается лидером в сфере высокотехнологичных оборонных разработок. Вероятные риски Москвы после отмены оружейного эмбарго незначительны.