МОСКВА, 23 мая – РИА Новости. Сегодня в городской клинической больнице №50 была осуществлена уникальная операция по удалению рака простаты при помощи робота-хирурга "Да Винчи", которая транслировалась на весь мир при посредничестве Европейской ассоциации урологии. Главный уролог страны Дмитрий Пушкарь, осуществлявший операцию, рассказал об ее итогах и ответил на вопросы РИА "Новости".
— Все прошло хорошо. Коллектив подготовлен, и он может проводить подобные демонстрации каждый день. Нужно это? Конечно нет. Это требует определенной организации, а наша задача – обеспечивать подобный результат каждому пациенту. Трудно это? Нет, не трудно, когда есть образование, есть знания и есть поддержка. У нас есть и первое, и второе, и третье, но мы хотим большего и говорим честно – мы хотим больше поддержки, образования и знаний.
- Поздравляем вас с успешным завершением операции. Расскажите о том, почему эта операция транслировалась, и кто проходил эту процедуру?
Мы транслировали эту операцию не просто так, а по приглашению Всемирной ассоциации роботизированной хирургии, наша клиника была выбрана среди немногих медицинских учреждений, способных проводить подобные операции. По моему мнению, у нас самый большой опыт в этой области в России, и мы продемонстрировали это как для наших российских 12 часовых поясов, так и для остальных регионов мира.
Для нас это знаковое событие, именно потому, что мы считаем, что российская медицина ничем не хуже, а может, и даже лучше, чем в других уголках Земли. Сегодня мы это продемонстрировали, почему нам особенно приятно.
Герой нашей операции – Алексей, относительно молодой мужчина в возрасте 46 лет. Болезнь – рак предстательной железы – была очень серьезная, и мы пытались не только обеспечить ему качество жизни, но вернуть ему полноценную жизнь. Благодаря роботу он уже сегодня сможет встать на ноги – он потерял меньше крови, чем вмещается в чашку кофе. Мы проводим подобные операции уже много лет каждый день.
- Дорого ли стоят подобные операции, есть ли на них очередь?
Подобные операции входят в программы ВМП, как России, так и Москвы, и если у нас есть инструменты, то тогда эта операция бесплатна для пациента. Конечно, если инструментов нет, то тогда приходится договариваться с теми, у кого они есть, и искать варианты.
- В прошлом году вы говорили о том, что России необходимо приобрести примерно 500 подобных роботов для того, чтобы полностью обеспечить нужды хирургов. Поменялись ли эти оценки, и как изменилась ситуация за минувшие месяцы?
Вы знаете, в такой стране как Япония, роботов всего 230 штук, и сегодня говорить, сколько нужно роботов нам, не совсем корректно и важно. Что важно, необходимо говорить о роботических программах в стране, о подготовке кадров. А так, в целом, 500 роботов – это идеальное число подобных машин.
— Вы начали работать с "Да Винчи" еще до начала санкций. Повлияли ли санкции на закупку роботов, расходных материалов к ним и развитию роботизированной хирургии в России в целом?
Мы вообще о санкциях не думаем и не хотим думать. Санкции, это знаете, это удел тех людей, которые любят о них говорить. Наша задача – помогать людям, и это работа не прекращается и не прекратится. У нас есть русские люди, которые помогут нам, если нужно будет, и мы будем всегда выходить из положения. Мы будем стучаться в двери, ходить – иначе зачем мы получали эти звания и награды.
— В 2013 году к системе "Да Винчи" у некоторых людей появились серьезные претензии – они заявляли, что некорректная работа робота привела к тяжелым травмам у нескольких пациентов и даже смерти в одном случае. Поможет ли ваша демонстрация развеять эти опасения?
Конечно. С другой стороны, мы считаем, что недоверия к "Да Винчи" в частности и к роботизированным операциям в целом уже нигде нет в мире. Для нас, и особенно в развивающихся странах, таких как Китай, Индия, весь Юго-Восток Азии – все это является огромным делом. Эти технологии привлекают внимание и в Западной Европе, однако там уже есть опыт осуществления операций.
— Вы говорили примерно в то же время о создании российского тезки "Да Винчи". Насколько готов робот и что вы могли бы сказать о нем?
— На самом деле робот уже готов, и мы его скоро покажем, в сотрудничестве с РИА "Новости". Разница между ним и "Да Винчи" будет заключаться в размерах – наш робот будет гораздо компактнее, и его в буквальном смысле можно будет носить с собой, а также разница в стоимости. Российский робот будет в разы дешевле, чем его зарубежный собрат. Для его управления, как и для "Да Винчи", потребуется команда из четырех квалифицированных хирургов.
— Сегодня набирает популярность идея проведения операций при помощи нанороботов и других микромашин, корректирующих работу тела изнутри. Не оставят ли подобные машины хирургов без работы?
Нанотехнологии, конечно, не лишат хирургов работы. Но хирурги, к сожалению, должны будут быть другой квалификации. И это действительно так.