Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"
В декорационных цехах музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко красят картонные кубы в оранжевый цвет. В коридорах на вешалках с костюмами висят оранжевые каски и куртки пожарных с полосками такого же цвета. Все это – оформление новой "Любви к трем апельсинам" Прокофьева, премьера которой намечена на начало июня.
Советский Моцарт
Два года назад художественный руководитель и главный режиссер театра Александр Титель осуществил эту постановку в Латвийской национальной опере. Теперь делает фактически новую редакцию на московской сцене.
"Прокофьев – очень близкий мне автор, в каком-то смысле это русский, советский Моцарт, – говорит Титель. – Его музыка будто наполнена шариками кислорода, которыми ты дышишь и взлетаешь. Она разобьет любое плохое настроение, смоет горе, сгладит беду, пронизывает нас радостью жизни и любовью к ближнему. Опера "Любовь к трем апельсинам" – это восторг, радость, счастье, музыкальное дурачество. Тут и острота, колкость и нежность, все вместе в этой музыке".
Дурачеств в этой опере действительно хватает. Партитура молодого Прокофьева, который написал оперу в 27 лет, в большой степени хулиганская. Это во многом пародия на оперные и театральные штампы, розыгрыш. И конечно прекрасная музыка, которая у всех на слуху – знаменитый марш из оперы разошелся как самостоятельное произведение.
Александр Титель, судя по происходящему на сцене во время репетиций, также позволяет себе и хулиганство, и юмор. Вместо предусмотренных в либретто трагиков, комиков, лириков и пустоголовых, у него действуют сотрудники скорой помощи, полицейские, пожарные и журналисты. В центре сцены – асфальтовый каток.
В тоже время, по словам режиссера, постановка не отходит от главной прокофьевской идеи. "Это спектакль о жизни, об опере, здесь есть и уличный театр, и смешные человеческие качества, дружба, любовь, предательство, – рассказывает Титель. – И конечно радость театральной игры".
Классик ХХ века
В этом году музыкальный мир отмечает 125-летие со дня рождения Прокофьева. Его музыка, безусловно, уже давно стала классикой ХХ века. Однако, считает Титель, наша публика довольно консервативна в своих пристрастиях, и не всегда готова воспринимать классика-Прокофьева.
Режиссер сетует, что та же "Любовь к трем апельсинам" ставится за границей гораздо чаще, нежели в российских театрах, не говоря уже о других операх Прокофьева.
"Что тут скажешь? Ведь даже будущая лауреатка Ленинской премии балерина Галина Уланова, которая получила эту премию именно за роль Джульетты в балете Прокофьева, сказала: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Именно ей приписывают эту фразочку".
Впрочем, в послужном списке Тителя – 4 постановки Прокофьевских опер. Это "Обручение в монастыре", "Любовь к трем апельсинам", "Игрок" и масштабная "Война и мир", которую театр свозил даже на гастроли в Китай. Для этой постановки требуется огромная массовка – в картинах войны почти вся сцена заполнена людьми. И теперь в театре со смехом вспоминают, как на гастролях в Китае, когда массовку набрали прямо на месте, французы и русские были в прямом смысле слова – на одно лицо.
"Война и мир" сейчас временно не идет на сцене театра, так же как и "Обручение в монастыре". Но здесь уверены, что если не в этом году, так в следующем обязательно сделают специальный фестиваль опер Прокофьева. Ведь помимо в репертуаре театра есть еще и два любимых прокофьевских балета – "Золушка" и "Каменный цветок".
"Прокофьев приходил в наш театр когда-то, – напоминает Александр Титель. – Здесь вместе с Катаевым и Мейерхольдом в конце 1930-х годов они обсуждали создание оперы по повести Катаева "Я сын трудового народа", которая потом и стала оперой "Семен Котко". Премьера этой оперы и состоялась на сцене театра в 1940 году.