Почему в Польше целый день замалчивали информацию об аресте одного из лидеров оппозиции Матеуша Пискорски, а россиянам о "походе" Навального рассказывают все и сразу.
Проснитесь, новость
Новость о том, что Матеуша Пискорски — польского оппозиционного активиста, лидера партии " Смена" арестовали, обвинили в шпионаже и провели обыски в офисе, появилась в росcийских СМИ в среду в 11.58. Учитывая, что Матеуша я хорошо знаю, совсем недавно он принимал участие в программе "Специальный корреспондент", бросился выяснять, что же случилось.
Саша шерстила польский интернет довольно долго и только в 14.24 написала как всегда латиницей Nichego ne pishut.
"Ого", — только и смог я ответить своей знакомой польской журналистке, пребывая в очевидном двухъярусном недоумении. Первый ярус — репортерский — "Эй, господа, у вас же новость. Агентство внутренней безопасности — польский аналог нашего ФСБ — шпиона свинтило. Просыпайтесь". Второй — личностно-гражданский — "Арестован оппозиционный власти активист.
Обвинен в шпионаже (тогда писали, что в пользу Москвы, Китай возник позже). Я его знаю. Он мне симпатичен как эксперт. Пусть и не всегда согласен с ним, как с политиком".
"Жесткое правительство"
"Что происходит?" — уже в сердцах спросил я Зигмунда. "У нас очень жесткое правительство, и еще наши (польские) СМИ намного медленнее на все реагируют, другие скорости, нежели в России".
Второе замечание — справедливо. По оперативности и качеству подачи информации с российскими средствами массовой информации никто в Европе не сравнится. Но первая реакция Дзинчаловски поразила меня куда больше. "Жесткое польское правительство". Хм, в либеральной, толерантной, демократической, свободной, объединенной, успешной Европе. Хорошо. Вспоминаем.
Гайки закрутили
Назначать главных редакторов польская власть решила сама. Без конкурса, редакционных собраний и уж тем более выборов.
(Здесь в памяти всплывают взволнованные рассказы мамы о бурных выборах главреда во владивостокской газете "Красное знамя" на закате "тоталитарного", как нам пытаются внушить некоторые престарелые хипстеры, СССР). Ситуация с отсутствием заметок об аресте оппозиционера Матеуша Пискорски понемногу начала проясняться. "Напишут!" — пообещал мне Зигмунд.
Ездил в Крым, значит, шпион
Действительно что-то написали. Ближе к вечеру. Короткий сюжет на телевидении. Задержали. Шпион. Поддерживал аннексию Крыма. Сепаратистов в Донбассе. И вообще Пискорски — пророссийский!
Надо же, как мало в 21-м веке нужно Старому Свету, чтобы перевернуть вверх дном офис партии, арестовать ее лидера и обвинить его в шпионаже.
А чего польские репортеры ждали-то так долго, спрашивается? Ведь "пророссийский шпион" в Европе — это же какая жирная кость. Через сутки ее даже "Гардиан" проглотила не разжевывая. He controversially visited Crimea — вроде как противоречиво, скандально съездил в Крым — будто главный пункт обвинения против Пискорски выдали в заметке британцы.
0,07
Как депутат сейма 5-го созыва, в прошлом декан факультета политических наук Высшей школы международных отношений в Варшаве. И как лидер партии "Смена", которая, кстати, пока даже не зарегистрирована официально и в выборах не участвовала.
Приписывать разгром "Самообороны" — той самой партии, которая в 11-м году набрала меньше десятой доли процента, Пискорски я бы не стал. Какого еще результата ждать от силы, чей лидер Анджей Леппер найден повешенным в собственном кабинете за 2 месяца до выборов. В общем, Пискорски говорить может. Но не дают, как видим.
Диктатура информации
Вопрос, кто кого представляет, — спорный. В нашей стране тоже есть партии, которые в случае их участия в выборах наберут не более сотых долей процента.
Но почему-то о любом чихе лидеров этих сил мы узнаем мгновенно. И не из социальных сетей. А из привычных средств массовой информации. Мы знаем, что происходит в "ПАРНАСе" и в незарегистрированном "Прогрессе". Знаем, что Яшин пишет доклады, Касьянов хочет быть первым номером, а Навальный сходил в поход.
Мы даже знаем про взломанный "Телеграм" Георгия Албурова. Хотя зачем нам это знать. Ведь кто такой Георгий Албуров, мы не знаем. Но так устроено российское информационное поле. Любая новость становится достоянием гласности мгновенно. И твиттер Навального, куда он строчил сообщения в то время, как его друзей еще мутузили казаки в Анапе, здесь ни при чем.
P.S.
В этом смысле слегка наивным и абсолютно конъюнктурным кажется талантливый, наделавший шума в окололиберальной среде, образный текст Александра Маленкова. Речь в "письме" главреда журнала "Максим" идет о больной циррозом и сифилисом матери и о соседке с насморком. В роли матери как бы наша страна, а соседка на "мерседесе" будто "коллективный Запад"… Хороший текст. Интересный. Вот только всем этим букетом болезней, на мой взгляд, "мать" наградила как раз "соседка". В 90-х. Сама уже изнывает и корчится, кружит вокруг "матери" на своем "мерседесе", сморкается кровью, ждет, когда у "матери" болезни проявятся, когда из сил выбьется… Не дождется. Не по зубам "соседке" "мать".