Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Елена Шмелева: главное — показать одаренным детям, что они нужны России

© Фото : предоставлено образовательным центром "Сириус"Руководитель Фонда "Талант и успех" Елена Шмелева
Руководитель Фонда Талант и успех Елена Шмелева
Руководитель Фонда "Талант и успех" Елена Шмелева рассказывает об истории создания и планах нового детского образовательного центра "Сириус" в Сочи.

Одним из самых значимых событий в сфере школьного образования в заканчивающемся учебном году стало открытие Фондом "Талант и успех" образовательного центра "Сириус" в Сочи. Он получил в свое распоряжение четырехзвездную гостиницу и спортивные олимпийские объекты. Его куратором стал президент России Владимир Путин. Сегодня на образовательных сменах в "Сириусе" побывали почти семь тысяч одаренных детей со всей страны, более полутора тысяч педагогов повысили квалификацию. О достижениях и новых задачах в интервью РИА Новости рассказала руководитель Фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.

— Для кого работает новый сочинский образовательный центр?

— "Сириус" — это уникальный и в российской, и в мировой практике образовательный центр для детей, которые уже проявили одаренность в одном из трех направлений: естественные науки, спорт, искусство. Прошедшие многоступенчатый конкурсный отбор школьники занимаются математикой, физикой, биологией, химией, академической музыкой, классическим балетом, живописью, хоккеем и фигурным катанием. Выбраны те области, в которых традиционно успешна Россия.

Задача центра — выявлять и работать с самыми целеустремлёнными и мотивированными школьниками в каждом регионе, которые уже смогли себя проявить, обобщать и распространять лучшие практики преподавания, повышать квалификацию педагогов.

Мы работаем 11 месяцев, и все образовательные программы, форматы участия в них партнеров за это время сложились. Попечительский совет Фонда возглавил президент России. Это говорит о том, что сегодня работа с одаренными школьниками, поддержка их педагогов — главный государственный приоритет. Принять в ней участие готовы все — не только специализированные школы и сильнейшие вузы, традиционно ведущие такую работу, но и государственные корпорации, частные компании, научные коллективы, ведущие спортивные клубы и театральные площадки в каждом из регионов.

Развитием такого партнерства в интересах раннего выявления и поддержки одаренных школьников, независимо от региона их проживания, достатка семей, занимается Фонд. И это, безусловно, общественная инициатива. Мы негосударственная образовательная организация, созданная исключительно для решения этой задачи. За почти год работы нам удалось объединить вокруг "Сириуса" всех тех, кто эффективно занимается выявлением и развитием талантов.

—  Как построена работа центра?

— На образовательные профессиональные программы (смены) мы приглашаем ежемесячно шестьсот школьников, двести по каждому направлению — спорт, наука, искусство.

Разные направления соединены на одной площадке, и это дает уникальный опыт творческого общения. Они все настроены на одну волну, могут оценить усилия своих сверстников из других направлений, могут увидеть связь между разными областями знания. Каждый из них занимается до 6 часов ежедневно по своей профессиональной программе и еще посещает занятия общеобразовательной школы. После этого еще находят время для досуга и общения.

Мы составляем все учебные программы так, чтобы показать детям горизонт следующих 10—15 лет, чтобы постараться вместе с ними определить их следующие шаги в профессии, личном развитии. Наши педагоги обсуждают со своими воспитанниками, где те точки прорыва, которые Россия развивает, чтобы добиться максимального результата.

— Как ребенок может попасть в "Сириус"?

— Отбор индивидуальный, многоступенчатый, через заявку на сайте. Ребенок указывает свои достижения, благодаря которым его и приглашают в "Сириус". Для ребят по направлению "Наука" это результативное участие во всероссийских олимпиадах, победа в известных федеральных и региональных конкурсах, связанных с естественно-научными дисциплинами и техническим творчеством, список которых ежегодно утверждает экспертный совет Фонда. Для музыкантов, артистов балета и художников обязательное условие — видеозапись собственного выступления, фотографии последних работ, которые оценивает экспертный совет, приглашая лучших.

Для фигуристов и хоккеистов конкурс командный. Для экспертов в лице спортивных федераций наиболее значимы их победы во всероссийских и международных соревнованиях.

К нам приезжают ребята из всех регионов. Программы центра, проезд до Сочи и обратно полностью для них бесплатны.

— При этом "Сириус" — это образовательный центр не только для школьников, но и для педагогов?

— Конечно, работа с педагогами для нас очень важна. Мы очень тщательно отбираем не только учеников, но и преподавателей центра — у нас нет случайных людей. В "Сириус" ежемесячно приезжает до 300 педагогов и тренеров, которые, несмотря на то что сами давно и эффективно работают с одаренными школьниками, невероятно заинтересованы в регулярных программах повышения квалификации.

Уникальные образовательные программы, обеспечивающие эффективную подготовку к олимпиадам и конкурсам, в "Сириусе" открывают ведущие педагоги самых сильных специализированных школ по каждому направлению, лучших профессиональных училищ искусств. Так происходит тиражирование их практик, живая работа над новыми формами работы с одаренными детьми.

К нам приезжают известные ученые, спортсмены, музыканты, деятели культуры, руководители ведущих предприятий, научных центров, вузов. Были, например, Жорес Алферов, Михаил Пиотровский, Михаил Ковальчук, Александр Горшков, Виктор Кудрявцев, Елена Чайковская, Алексей Урманов, Мария Бутырская, Юлия Лепницкая, Сергей Ролдугин, Юрий Башмет, Игорь Рогалев, Светлана Захарова, Алексис Сориано, Игорь Бутман, Сергей Андрияка, Станислав Смирнов, Иван Ященко, Виктор Садовничий, Андрей Райгородский, Герман Греф, Владислав Третьяк, Валерий Каменский, Алексей Жамнов, Федор Бондарчук. И это далеко не полный список тех, кто часто приезжает к ученикам в "Сириус". Наставники рассказывают об открытиях, играют товарищеские матчи, проводят контрольные прокаты, вместе выступают, сочиняют музыку, пишут картины. Это очень динамичная творческая среда, живое знание, непосредственно передающееся следующему поколению самых талантливых россиян.

— Как появилась концепция "Сириуса"?

— Председателем попечительского совета Фонда является Владимир Путин. Центр "Сириус" — это полностью его идея. Она связана с тиражированием лучшего опыта профессиональных и педагогических российских школ, с системным государственным инвестированием в развитие самых трудолюбивых, мотивированных и настойчивых детей и педагогов, с объяснением им перспектив важнейших для страны занятий и ранним включением в ведущие российские научные команды, творческие коллективы, спортивные клубы.

— Базой для "Сириуса" стали олимпийские объекты. Как они задействованы?

— Благодаря олимпийскому наследию у нас появилась уникальная инфраструктура, необходимая для наших образовательных программ. Отель превратился в современный "умный" кампус для воспитанников и педагогов, часть помещений которого мы переделали под классы. Для юных артистов балета мы сделали три балетных зала очень высокого уровня, для юных музыкантов — залы и классы, для юных художников — студии, мастерские и выставочный зал в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады.

Там же мы открыли лаборатории и мастерские для изучения естественно-научных дисциплин, технического творчества. Для фигуристов и хоккеистов нам переданы три ледовые арены: "Шайба", "Льдинка" и "Снежинка".

Олимпийский дух Сочи, уникальная природа, море, горы, прекрасные условия помогают раскрыть творческий потенциал и детей, и взрослых.

— Как вы поддерживаете связь с детьми, уже прошедшими обучение?

— Мы следим за нашими выпускниками, ведем их личные кабинеты, где отражаются их достижения. Наши выпускники демонстрируют высокие результаты, выигрывают олимпиады, получают приглашения в сборные, становятся лауреатами престижных конкурсов. И это еще раз подтверждает, что мы используем правильные критерии отбора школьников на программы.

Сейчас мы усиленно работаем над собственным образовательным порталом, позволяющим вручную подбирать траектории развития для самых "сильных" детей с возможностью обращаться к наставникам и экспертам центра.

— Вы уже ощутили заинтересованность вузов, крупных российских компаний, будущих работодателей в юных гениях?

— Нет ни одного предприятия, которое не было бы заинтересовано в талантливых сотрудниках. Но выстроить полноценную программу по их раннему вовлечению в профессию самостоятельно чрезвычайно сложно. Мы работаем и с теми российскими компаниями, которые давно развивают собственные программы для школьников, и с теми, кто ощущает нарастающую потребность в кадрах и готов поддерживать наши программы. Мы вместе с ними и ведущими вузами открываем в "Сириусе" лаборатории, привлекаем инженеров и ученых для исследовательской работы со школьниками.

— Воспитывая таких специалистов, нужно заинтересовать их остаться работать в России. Как вы решаете эту задачу?

— Самое главное — показывать им, что они очень нужны России и что развитие их талантов — важнейший государственный приоритет. Нам нужно внедрять другую культуру отношения к школьникам и школьным педагогам. Представители ведущих российских компаний, научных групп должны приходить в школы, приезжать к нам в "Сириус", обеспечивая практическое, прикладное знание и творческое развитие детей с учетом развития науки и технологий.

И у наших школьников — будущих студентов должен быть большой выбор, где им применить свой талант. В том, что для этих детей будут созданы уникальные рабочие места, мы не сомневаемся.

— Достаточно ли одного такого "Сириуса" для всей страны?

— Мы считаем, что "Сириуса" достаточно для начала большого процесса. Президент России реально принимает участие в работе центра. Владимир Владимирович хорошо осведомлен о жизни "Сириуса", планах его развития, часто здесь бывает. Это обеспечивает высокий уровень утверждения образовательных программ, выделенных ресурсов, высокое качество партнеров и межведомственного взаимодействия. Последнее очень важно для развития не только тех сфер, о которых все мечтают, вроде космоса, но и, например, сельского хозяйства.

Поэтому по мере выполнения "Сириусом" самых важных для нас задач — обобщение лучших педагогических методик и создание новых школьных лабораторий, практических заданий с ведущими российскими работодателями и партнерами и новой модели работы с одаренными школьниками — система специализированных школ, кружков, центров детского творчества в регионах начнет наполняться новыми смыслами.

Мы в России единственная организация, которая создавалась с такой целью, с такими задачами. Но работа должна продолжаться и вне стен "Сириуса". Чтобы дети из регионов могли здесь гарантированно оказываться, мы создаем сеть опорных школ там, где есть сильные педагоги — наши партнеры. И мы бы хотели, чтобы в каждом федеральном округе, в каждом регионе был один, может быть, несколько центров, похожих на "Сириус", создавая вокруг большого "Сириуса" неформальное сообщество учеников, преподавателей, экспертов, выпускников, развивающих эту сеть и ее участников.

— С какими результатами вы завершаете первый учебный год?

— Самый важный результат — наши выпускники, их успехи, востребованность "Сириуса". Сейчас конкурс составляет до 20 человек на место! Нам удалось создать модель из авторских образовательных программ разного уровня, которые стали складываться в циклы, позволяющие работать с одаренными детьми с пятого класса. Скоро у нас появятся полноценные сетевые программы для углубленного изучения не только академических дисциплин, но и самых современных технологий.

Мы гордимся представленностью в "Сириусе" абсолютно всех субъектов РФ. К нам уже приехали самые мотивированные, целеустремленные школьники из каждого региона и их педагоги. Те, на кого равняются и будут равняться. В дальнейшем их поддержим и мы, и родной регион.

Принципиально важно то, что вокруг "Сириуса" создана сеть педагогов, развивающих лучшие педагогические школы.

Мы создали реестр победителей и призеров наиболее значимых региональных и федеральных мероприятий, выявляющих одаренных детей. Окончание формирования этой всероссийской информационной системы должно совпасть с запуском цифровой образовательной среды "Сириуса", которая позволит нам продолжить работу с выпускниками и педагогами.

Оценить 15
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала