Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Пентагон объявил, что Россия наращивает потенциал для атаки США в космосе. Это выглядит продолжением строительства квазиреальности. И все же победа над США не является военным приоритетом России.
10 мая на совещании с руководством Минобороны и представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) российский президент Владимир Путин отметил, что Россия последовательно перевооружается. В последние годы, по его словам, армия и флот заметно изменились к лучшему: "выросли качество и интенсивность боевой учебы, улучшилось материально-техническое обеспечение, а уровень современных образцов вооружений и техники достиг 47,2 процента". К концу 2016 года этот уровень достигнет 51 процента. Благоприятны перспективы роботизации российских вооружений.
Российский вклад
Российские и китайские космические разработки США рассматривают как площадку для удара по американцам из космоса. И все же реальность такова, что Пентагон продолжает закупать в РФ космические двигатели РД-180 для пополнения своей орбитальной группировки.
Таким образом, обороноспособность США с помощью российских технологий не разрушается, а укрепляется. Системы космического базирования — GPS, спутники связи и разведки — основа боевого управления вооруженных сил США в любой точке планеты. Без них станут бесполезным металлом роботизированные комплексы, беспилотные летательные аппараты и другие виды вооружений.
И космос может быть полем постоянного и взаимовыгодного международного сотрудничества, а не ареной военного противостояния, если американцы откажутся от нелепых подозрений и претензий на земную и космическую гегемонию. Тем более что зависимость космических программ США от российских двигателей для ракет-носителей безальтернативно предопределена на годы вперед.
В случае серьезного обострения международных отношений (боевых действий) необходимо будет сохранить свои орбитальные системы и уничтожить средства космического базирования противника. И все же орбитальные космические аппараты военного назначения нуждаются в защите, соответствующей уровню реальной, а не надуманной опасности.
США в противовес неочевидным угрозам создают новые системы на низкой околоземной и на геостационарной орбитах. Для слежения за орбитальными объектами потенциального противника реализуется программа Space Fence. Американцы усиливают защиту спутников, делая их более отказоустойчивыми, способными противостоять помехам. В денежных затратах все это выглядит внушительно — только в 2016 году Пентагон планирует потратить на космические программы 27 млрд долларов, два миллиарда из которых направит на "контроль космического пространства" (совершенно секретные наступательные программы).
Более реалистично выглядит забота о мире на земле, а не подготовка к боевым действиям в космосе. Объективные основания для подготовки к третьей мировой войне отсутствуют. Несмотря на попытки отдельных стран Запада демонизировать, изолировать и подавить Россию, позиции нашей страны на международной арене де-юре и де-факто безупречны.
Китайский акцент
Пентагон озабочен недавними испытаниями Китая, в ходе которых ракетами с земли были уничтожены неисправные спутники на орбите, на удалении 35 тыс. км в зоне, где действуют самые важные и секретные американские спутники разведки, связи и наведения высокоточного оружия. Подобное беспокойство Пентагон проявил и в 2014 году, когда один из российских спутников пролетел между двумя коммерческими спутниками "Интелсат", а затем прошел рядом с третьим. Ни один из аппаратов не пострадал.
Представители Пентагона предполагают, что Россия и Китай разрабатывают технологии нападения на США в космосе, однако 20 мая исполнится год миссии мини-шаттла.
26-й американский президент Теодор Рузвельт завещал потомкам: "Говори тихо, но держи в руках большую дубину, и ты далеко пойдешь".
Случись, что в руках оппонентов — по такой же дубине, придется договариваться. Если Россия и Китай получат аналогичные (равные) возможности в космосе, полагаю, это лишь повысит договороспособность сторон, их стремление к миру. И Китай не раз подчеркивал приоритет мирного решения всех международных проблем.
Американский подход
Зависимость американских вооруженных сил от космоса постоянно увеличивается. Военные спутники используются для всех видов разведки, для связи в труднодоступных районах планеты, для навигации кораблей, беспилотных летательных аппаратов и коррекции полета ракет и авиабомб (система GPS). Пентагон опасается, что его спутники могут стать легкой добычей. А ведь могут и не стать, если сообща заботиться о мире, а не готовиться к войне. Между тем различные управления Минобороны США разрабатывают сценарии боевых действий в космосе, создан Объединенный центр проведения комплексных космических операций.
The Washington Post отмечает: "Больше всего поражает та открытость, с которой официальные лица из Пентагона говорят о своей подготовке к войне в космосе — особенно в связи с тем, что значительная часть проводимых там работ остается строго засекреченной".
Помощник госсекретаря США по контролю над вооружениями Фрэнк Роуз заявил: "Я обеспокоен дальнейшим развитием российской и китайской систем противокосмической обороны", и, по сути, не объяснил причин своего беспокойства. Оборонительная система страны может угрожать лишь тем, что не позволит соседям по планете совершить безнаказанную агрессию.
Почти одновременно старший научный сотрудник Института Брукингса (Brookings Institution) Стивен Пайфер отмечает в американском издании The National Interest: "Пора освободить российское руководство от иллюзий и показать, что бряцание ядерным оружием — это опасная, неприемлемая и обреченная на неудачу тактика". И снова Россия обвиняется в том, чего она не совершала. Как будто не американское ядерное оружие размещено в Европе, а российское — в Мексике или на Кубе.
Американская концепция молниеносного глобального удара предусматривает создание гиперзвукового носителя для нанесения высокоточного неядерного удара с территории США по целям в любой точке планеты в течение одного часа после запуска. Создается впечатление, будто вся система настроена и работает на войну.
"Война — это иррациональный атавизм", — говорит политолог Оскар Крейчи. Но все же США подходят к этому делу весьма рационально. Чего же они ожидают от соседей по планете?
Китай предусмотрительно заглядывает в тайные углы околоземного космического пространства. И Россия вынуждена защищать свои интересы в космосе и на земле. К примеру, создавать самую мощную в мире межконтинентальную баллистическую ракету.