Наталья Дембинская
Кошельки россиян похудели, траты на питание растут, но отдых — особая статья расходов. Объем продаж пакетных туров на весенние длинные выходные в кризисном 2016-м превысил прошлогодние показатели. В туротрасли объясняют: жители России свыклись c рецессией.
Рост продаж туров на майские праздники в Ассоциации туроператоров России (АТОР) зафиксировали уже в преддверии длинных выходных: спрос вырос на 11-12% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщила МИА "Россия сегодня" исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Майский туристический всплеск эксперт объяснила двумя причинами. Во-первых — ощутимым повышением спроса на внутреннем туристическом рынке. Россия, по ее оценкам, "подешевела" в среднем на 10%. И, по данным Ростуризма, возглавила список популярных направлений поездок на майские праздники, обогнав Кипр и Грецию. В лидерах здесь — Сочи и Крым, курорты Северного Кавказа, Краснодарского края. Тенденция роста спроса на путешествия внутри страны сохраняется третий год подряд, отмечают туроператоры и агенты. В отрасли прогнозируют: в 2016-м внутренний турпоток может вырасти на 3—5 млн человек.
Есть и другой драйвер спроса: россияне постепенно привыкают к финансовой конъюнктуре, то есть — отошли от шока, вызванного падением рубля, свыклись с курсом российской валюты и охотно бронировали на майские Грецию, Кипр и Мальту. Греция вызвала настоящий ажиотаж: генконсульство страны в Москве едва успевало обрабатывать поток документов россиян на визы. Но массового срыва туров удалось избежать: генконсульство работало все выходные дни и на Пасху, чтобы выдать документы тысячам россиян.
В АТОР указывают: массовое "паломничество" в Грецию на майские — для рынка не прецедент. "Министерство туризма Греции, местный турбизнес и правительство много делают для привлечения туристов из России. Это и гибкие цены, и целый комплекс эффективных мер. "Поэтому с Грецией похожая ситуация каждый год", — отмечает Ломидзе.
Рост или спад
Растут и расходы россиян на питание. Согласно апрельскому докладу Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в середине 2000-х расходы на продукты питания заметно преобладали над расходами на непродовольственные товары, с 2009 г. они практически сравнялись, а в 2014 г. непродовольственные товары в структуре потребления даже перевесили.
Доходы населения снижаются, бедность растет. Согласно мартовскому докладу Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в феврале 2016-го реальные располагаемые денежные доходы населения, реальная заработная плата и реальный размер назначенных пенсий снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,9%, 2,6% и 4,7% соответственно.
Не вдохновляют и перспективы. По базовому варианту макроэкономического прогноза Минэкономики, рост в 2017-2019 годы будет почти неуловимым и больше напоминать стагнацию: 0,8% ВВП в 2017 году, 1,8% в 2018-м и 2,2% в 2019-м.
Турция, Египет… и Черногория?
Нельзя сказать, что майская картина отражает и ситуацию на российском туристическом рынке. С лета 2014-го отрасль неуклонно сокращалась — сказалась волна банкротств турфирм и девальвация рубля. По данным Ростуризма, в 2014 году количество выезжавших за рубеж сократилось на 4%, в 2015-м — еще на 31%. В нынешнем сезоне рынок столкнулся с другой проблемой: закрылись два самых массовых направления организованного туризма (индивидуальные путешественники тут не в счет) — Турция и Египет.
В топ-10 направлений на летний сезон у россиян — традиционно и Черногория. Генсек НАТО Йенс Столтенберг пообещал: подписание протокола по вступлению Черногории в НАТО состоится в мае.
Стоит ли опасаться ограничения туризма в эту страну в качестве ответной меры России на расширение блока? В российской туротрасли такой сценарий пока не рассматривают даже как предполагаемый. "Разговоров на рынке об этом нет, равно как и никаких предпосылок к закрытию Черногории", заявили в АТОР.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
В то же время в совокупности количество выезжающих из России "организованных" туристов не увеличилось — скорее, наоборот. Если нынешняя ситуация — финансовая, экономическая и политическая — сохранится, спад продаж в сегменте организованного туризма по итогам летнего сезона 2016-го составит 15-20%, считают в АТОР.
Некоторые игроки рынка еще более пессимистичны. "Выездной турпоток из России этим летом упадет на 30-40%", — считает глава "Натали Турс" Владимир Воробьев. А в "Пегас Туристик" уверены: хорошо, если в этом летнем сезоне по зарубежным направлениям удастся выйти на прошлогодний уровень продаж. Оператор признается: "По программам раннего бронирования продал лишь 20% запланированных турпакетов против былых 40%".