Алексей Панкин
Первое мая в этом году запомнилось тем, что традиционные пасхальные и первомайские поздравления, которыми обменивались родные и друзья, почти неизменно переходили в обсуждение завершившегося накануне финала программы "Голос. Дети". Выиграл, как известно 13-летний мальчик-инвалид из Сочи Данил Плужников. Он был назван победителем в результате зрительского голосования, участие в котором приняло более одного миллиона человек.
Стало быть, есть в этом песенном конкурсе что-то, цепляющее душу современного россиянина, угадана какая-то востребованная обществом система ценностей.
Попробуем разобраться, какая.
Слагаемые национальной идеи
Новые лица. Не нуждается в пояснениях, если вы регулярно привыкли смотреть развлекательные телепередачи по главным каналам страны.
Качество и профессионализм. Неизвестные дотоле телезрителю взрослые и маленькие исполнители со всей России красиво пели хорошие песни.
Честная игра. И конкурсанты, и зрители поверили, что соревнование идет по "гамбургскому счету". Пропуск в следующий тур дает не блат, не закулисные махинации, а лишь талант и, конечно, везение, без которого не бывает соревнований. Тот же Данил Плужников вышел в финал и победил не потому, что зрители проявили участие к ребенку, мужественно преодолевающему болезнь, а потому, что пел сильнее всех.
Авторитеты. Можно не ценить те или иные музыкальные направления, которые представляют наставники разных составов детского и взрослого "Голосов", можно не быть поклонниками творчества кого-то из них конкретно. Но нельзя не признать, что в своём деле они первые или в числе первых. Авторитеты, заслуживающие уважения и доверия.
Лидерство. Бесспорно, высочайшую профессиональную и нравственную планку конкурсу задал Александр Градский, рокер с оперным голосом и мудрец с неукротимым характером. В музыкальном мире он величина настолько бесспорная, что любая фальшь со стороны наставников была бы просто немыслимой. А это само по себе обеспечило жюри конкурса доверие (самый дефицитный ресурс в нашем многократно обманутом и обворованном обществе) и со стороны участников, и со стороны зрителей.
Доброжелательность и солидарность. Конкурсанты — взрослые и дети — соревновались, но не топили друг друга. Побежденные поздравляли победителей, а те сочувствовали побежденным, и на экранах телевидения все это выглядело искренне. Наставники неподдельно страдали от необходимости делать выбор между хорошим и лучшим. Победы были заслуженными, а поражения — не унизительными.
Дети идут дальше отцов. Обратите внимание, что на "слепых прослушиваниях" взрослого "Голоса", то есть этапа, куда участники предъявляют по своему выбору то, что они умеют петь лучше всего, чаще всего звучат американские шлягеры. А на детский конкурс соискатели приходят по преимуществу с замечательными советскими и российскими песнями, ну и конечно, с родными нам французскими и итальянскими. Выходит, юное поколение деятелей культуры более русифицировано, чем их предшественники? А дальше уже своим талантом будет формировать и соответствующий рыночный спрос.
Согласитесь, что уже перечисленного достаточно, чтобы заключить, что в серии взрослых и детских песенных конкурсов "Голос" Первый канал смоделировал для своих зрителей способы достижения успеха в здоровом развивающемся русском обществе. Чем не национальная идея?
Наша русская мягкая силища
Присутствует в песенном конкурсе и политическое измерение.
Интернационализм. За звание "Голоса России" на равных соревновались русские, украинцы, татары, узбеки, армяне, грузины и даже настоящие иностранцы. И это было нормально и естественно.
Лауреаты. В выборе зрителями победителей трудно не углядеть важных символов. Смотрите: первый "Голос" — Дина Гарипова, исполнительница из маленького далекого от Москвы города, татарка, то есть представительница динамичного европейского секуляризованного мусульманского народа. Своим выбором россияне как будто послали какой-то важный позитивный сигнал исламскому миру, одной из причин смятения которого является комплекс неполноценности перед лицом мира западного.
Белорус Сергей Волчков — мужественный баритон. Иеромонах Фотий, победитель четвертого сезона, который, став "Голосом России", дает нам пример уклонения от светской суеты и обслуживания богатых, являющихся непременным атрибутом успеха в наши дни.
Наконец, недавний детский "Голос". Данил Плужников, мальчик с ограниченными возможностями (я специально использую этот политкорректный термин) из Сочи. Города, который, как мы помним, накануне Олимпиады подвергся пропагандистской атаке с Запада как раз по линии политкорректности. Неприлично, мол, цивилизованным людям появляться там, где действует закон о запрете пропаганды нетрадиционных ориентаций среди детей. А как радовалась его победе — опять же на всю страну — чеченская девочка финалистка Раяна Асланбекова, родившаяся во время войны!
Вот вам в совокупности те ценности и те примеры, которые Россия по любому счету может предъявлять миру — хоть западному, хоть восточному. То есть та самая мягкая сила, про которую принято говорить, что ее у нас нет.
Телевидение, конечно, это не вся жизнь, но и до сих пор ничто так не формирует и не меняет жизнь, как телевидение.