Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Голос" как национальная идея и мягкая сила

О том, что российское центральное телевидение начинает продвигать правила достойного общежития внутри страны и на экспорт, рассуждает член Зиновьевского клуба Алексей Панкин.

Алексей Панкин

Первое мая в этом году запомнилось тем, что традиционные пасхальные и первомайские поздравления, которыми обменивались родные и друзья, почти неизменно переходили в обсуждение завершившегося накануне финала программы "Голос. Дети". Выиграл, как известно 13-летний мальчик-инвалид из Сочи Данил Плужников. Он был назван победителем в результате зрительского голосования, участие в котором приняло более одного миллиона человек.

Шоу Голос. Архивное фото.
Зрители шоу "Голос.Дети" помогут БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам"Первый канал направит средства, собранные в ходе прямого эфира финала музыкального шоу "Голос. Дети", в фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам", который специализируется на оказании комплексной помощи детям-сиротам.
Как хотите, но тут я невольно вспомнил атмосферу, окружавшую первый выпуск взрослой программы в 2012 году. Тогда, по мере приближения к финалу, по пятницам (день выхода передач) в нашем районе стали раньше закрываться небольшие частные магазинчики. Продавцы стремились усесться у экранов. "Голос" обсуждали коллеги на работе и взрослые дети с пожилыми родителями. И даже подростки, обычно демонстрирующие, пренебрежение к вкусам старших, время от времени снисходили до участия в семейных просмотрах. Победителя выбрали 1,7 миллиона проголосовавших телезрителей — уникальный показатель.

Стало быть, есть в этом песенном конкурсе что-то, цепляющее душу современного россиянина, угадана какая-то востребованная обществом система ценностей.

Попробуем разобраться, какая.

Слагаемые национальной идеи

Новые лица. Не нуждается в пояснениях, если вы регулярно привыкли смотреть развлекательные телепередачи по главным каналам страны.

Качество и профессионализм. Неизвестные дотоле телезрителю взрослые и маленькие исполнители со всей России красиво пели хорошие песни.

Честная игра. И конкурсанты, и зрители поверили, что соревнование идет по "гамбургскому счету". Пропуск в следующий тур дает не блат, не закулисные махинации, а лишь талант и, конечно, везение, без которого не бывает соревнований. Тот же Данил Плужников вышел в финал и победил не потому, что зрители проявили участие к ребенку, мужественно преодолевающему болезнь, а потому, что пел сильнее всех.

Авторитеты. Можно не ценить те или иные музыкальные направления, которые представляют наставники разных составов детского и взрослого "Голосов", можно не быть поклонниками творчества кого-то из них конкретно. Но нельзя не признать, что в своём деле они первые или в числе первых. Авторитеты, заслуживающие уважения и доверия.

Лидерство. Бесспорно, высочайшую профессиональную и нравственную планку конкурсу задал Александр Градский, рокер с оперным голосом и мудрец с неукротимым характером. В музыкальном мире он величина настолько бесспорная, что любая фальшь со стороны наставников была бы просто немыслимой. А это само по себе обеспечило жюри конкурса доверие (самый дефицитный ресурс в нашем многократно обманутом и обворованном обществе) и со стороны участников, и со стороны зрителей.

Доброжелательность и солидарность. Конкурсанты — взрослые и дети — соревновались, но не топили друг друга. Побежденные поздравляли победителей, а те сочувствовали побежденным, и на экранах телевидения все это выглядело искренне. Наставники неподдельно страдали от необходимости делать выбор между хорошим и лучшим. Победы были заслуженными, а поражения — не унизительными.

Дети идут дальше отцов. Обратите внимание, что на "слепых прослушиваниях" взрослого "Голоса", то есть этапа, куда участники предъявляют по своему выбору то, что они умеют петь лучше всего, чаще всего звучат американские шлягеры. А на детский конкурс соискатели приходят по преимуществу с замечательными советскими и российскими песнями, ну и конечно, с родными нам французскими и итальянскими. Выходит, юное поколение деятелей культуры более русифицировано, чем их предшественники? А дальше уже своим талантом будет формировать и соответствующий рыночный спрос.

Согласитесь, что уже перечисленного достаточно, чтобы заключить, что в серии взрослых и детских песенных конкурсов "Голос" Первый канал смоделировал для своих зрителей способы достижения успеха в здоровом развивающемся русском обществе. Чем не национальная идея?

Участник музыкального проекта Первого канала Голос иеромонах Фотий на репетиции финалистов
Конец "Голоса": интриги судей, возмущение зрителей и уникальные детиПочему вокальный конкурс "Голос. Дети" настолько популярен? Как участники становятся звездами интернета и почему зрители порой недовольны судьями проекта? Разбиралась Анастасия Мельникова.
Что тут такого нового и необычного, спросите вы. А я напомню вам о самом ярком телевизионном идеологическом манифесте совсем недавней эпохи: шоу "Слабое звено" на том же Первом (2001 — 2005 годы). Это когда симпатичную молодую женщину Марию Киселёву, чемпионку по фигурному плаванию, загримировали под стерву и заставили гнусавым голосом выгонять из игры неудачников, определённых их собственными командами. А "слабые звенья" потом в кулуарах на камеры самозабвенно поливали грязью своих недавних товарищей. "Падающего толкни!", одним словом. Почувствуйте разницу.

Наша русская мягкая силища

Присутствует в песенном конкурсе и политическое измерение.

Интернационализм. За звание "Голоса России" на равных соревновались русские, украинцы, татары, узбеки, армяне, грузины и даже настоящие иностранцы. И это было нормально и естественно.

Лауреаты. В выборе зрителями победителей трудно не углядеть важных символов. Смотрите: первый "Голос" — Дина Гарипова, исполнительница из маленького далекого от Москвы города, татарка, то есть представительница динамичного европейского секуляризованного мусульманского народа. Своим выбором россияне как будто послали какой-то важный позитивный сигнал исламскому миру, одной из причин смятения которого является комплекс неполноценности перед лицом мира западного.

Белорус Сергей Волчков — мужественный баритон. Иеромонах Фотий, победитель четвертого сезона, который, став "Голосом России", дает нам пример уклонения от светской суеты и обслуживания богатых, являющихся непременным атрибутом успеха в наши дни.

Наконец, недавний детский "Голос". Данил Плужников, мальчик с ограниченными возможностями (я специально использую этот политкорректный термин) из Сочи. Города, который, как мы помним, накануне Олимпиады подвергся пропагандистской атаке с Запада как раз по линии политкорректности. Неприлично, мол, цивилизованным людям появляться там, где действует закон о запрете пропаганды нетрадиционных ориентаций среди детей. А как радовалась его победе — опять же на всю страну — чеченская девочка финалистка Раяна Асланбекова, родившаяся во время войны!

Вот вам в совокупности те ценности и те примеры, которые Россия по любому счету может предъявлять миру — хоть западному, хоть восточному. То есть та самая мягкая сила, про которую принято говорить, что ее у нас нет.

Телевидение, конечно, это не вся жизнь, но и до сих пор ничто так не формирует и не меняет жизнь, как телевидение.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала