Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"
Говоря об этом концерте, сложно избежать банальных фраз и чрезмерного пафоса. Но уже сама новость о том, что Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра дадут концерт в освобожденной чуть более месяца назад Пальмире, потрясла. Удивительным здесь было все: символичность этого жеста, то, как удалось в кратчайшие сроки организовать выступление целого симфонического оркестра в зоне конфликта, и, наконец, то, как Гергиев (в очередной раз) нашел время и силы для подобного марш-броска.
В самом разгаре Московский Пасхальный фестиваль – одно из любимых детищ маэстро. Десятки концертов проходят по всей России, большинством концертов дирижирует сам Гергиев. Вчера по программе Екатеринбург, завтра вечером – Пермь.
Древняя Пальмира
Концерт "С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены" был посвящен памяти павших защитников города, в том числе хранителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера Александра Прохоренко. Он прошел в историческом амфитеатре — том самом, который безжалостные варвары, захватившие город, превратили в место кровавых казней.
Еще совсем недавно почти ежедневно мы читали новости о зверском убийстве главного смотрителя Пальмиры, о разрушении древних памятников. Мы с удивлением узнали о том, что знакомая с детства по обложкам учебников истории Древнего мира картинка – это знаменитая Триумфальная арка Пальмиры.
Месяц назад российские ученые, в первую очередь генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, оценивали ущерб, который нанесен древнему городу, а также определяли сроки, в которые он может быть восстановлен.
И вот сегодня на трибунах древнего амфитеатра Пиотровский, российский министр культуры Владимир Мединский и его сирийский коллега Исам Халиль вместе с представителями ЮНЕСКО, учеными, российскими военными и обычными жителями Пальмиры слушают музыку Прокофьева и Щедрина. Россия предстала в Сирии не просто как защитница.
Именно сегодня с первыми аккордами музыки в истерзанную Пальмиру вернулась культура, причем, культура светская, вызывающая особую ненависть фанатиков с ножами в руках.
Бах-Щедрин-Прокофьев
Это общеизвестная истина: искусство стирает границы и позволяет каждому увидеть, услышать или прочитать в произведении то, что волнует именно в этот момент.
И конечно, звучавшая в древнем амфитеатре музыка приобрела сегодня особое значение, особый смысл.
В этой сдержанной и глубоко философской музыке, звучавшей над древним городом, была и боль утрат, и осмысление произошедшего. Но главное – как бы высокопарно это не прозвучало – торжество смысла над хаосом.
Продолжила концерт "Кадриль" Щедрина из оперы "Не только любовь" – одного из любимых композиторов Гергиева. Произведение для виолончели с оркестром исполнил Сергей Ролдугин, имя которого в последний месяц чаще звучало не в связи с музыкой, а в связи с "панамским досье". По-щедрински сатирическая, нарочито фальшивая "Кадриль" парадоксально звучала в живых декорациях древнего города.
Но эта странность была полностью компенсирована заключительной Классической симфонией Прокофьева. Ранее произведение композитора, 125-летие со дня рождения которого музыкальный мир отметил в конце апреля, в свое время стало посвящением европейскому классицизму.
И нельзя, конечно, не отдать должное Валерию Гергиеву, который, предварив концерт объявлением программы и лаконичным объяснением по-русски и по-английски, на самом деле все сказал музыкой.