МОСКВА, 28 апр – РИА Новости. Ген рыжей окраски волос MC1R оказался одним из факторов, определяющих, как хорошо сохраняется облик человека по мере старения – некоторые версии этого гена искусственно состаривают облик их обладателей на два года, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
"Нам впервые удалось найти ген, вариации в устройстве которого объясняют то, почему некоторые люди хорошо сохраняются в старости, а другие наоборот, быстро стареют и увядают с возрастом", — заявил Манфред Кайзер (Manfred Kayser) из университета Эразма Роттердамского (Голландия).
Кайзер и его коллеги раскрыли секрет медленного старения многих известных телезвезд и обычных людей, изучая мелкие мутации в ДНК примерно трех тысяч пожилых голландцев обоих полов. В общей сложности ученые проанализировали свыше восьми миллионов опечаток в генах участников экспериментов, вариации в которых были сопоставлены с тем, как много морщин и прочих признаков старения было на их лицах.
Оказалось, что на облик человека в старости больше всего влияли мутации в гене MC1R, дефекты которого биологи обычно связывают с рыжим окрасом волос, светлой кожей и пониженной чувствительностью к боли. Всего ученые насчитали четыре разных варианта в устройстве этого гена, которые по-разному влияли на то, как быстро менялся облик их обладателей при наступлении старости.
Эти мутации влияли не только на скорость старения лица, замедляя или ускоряя накопление морщин, старческих пятен и прочих следов дряхлости, но и меняли то, как, собственно, старело лицо их обладателей.
С чем связаны эти различия? По мнению Кайзера, "молодильный" эффект некоторых версий MC1R связан с тем, что этот ген участвует в защите организма от воспалений и ДНК от повреждения. Оба этих процесса, как объясняют ученые, приводят к преждевременной гибели и старению клеток, что, видимо, отражается и на состоянии лица.
Тем не менее, не стоит пугаться – как подчеркивают ученые, различия в воспринимаемом возрасте были относительно небольшими: разница между обладателями наиболее благоприятных и неблагоприятных мутаций составляет всего два года. В ближайшее время Кайзер и его коллеги планируют продолжить поиск других генов, влияющих на старение. Учены надеются, что их изучение поможет раскрыть секрет того, почему и как стареет наш организм.