МОСКВА, 26 апр – РИА Новости. Город Хамберстоун на севере Чили когда-то был одним из развитых индустриальных центров страны. Сегодня же это абсолютно мертвая территория – здесь нет не только людей, но и деревьев. Особенно разителен контраст с процветающим портом Икике, который расположен всего в часе езды от города-призрака.
Своим появлением город обязан Джеймсу Томасу Хамберстоуну, который в 1872 году создал компанию по производству азотных удобрений, необходимых сельскому хозяйству. Ему удалось реализовать крайне амбициозную задачу – создать населенный пункт в 48 км от океана в Атакаме, одной из самых засушливых пустынь в мире.
Тяжелый труд горняков был оправдан. Нитратный бум конца 19 века можно сравнить с золотой лихорадкой. Селитру вывозили в огромных количествах, что позволяло рабочим жить на широкую ногу.
Своего расцвета город достиг в 1930-40-е гг. Даже когда азотные удобрения стали получать путем аммиачного синтеза, Хамберстоун модернизировал свои производства и пережил этот кризис.
В городе сложилась вся социальная инфраструктура, необходимая для автономной жизни – свои рестораны, таможня. Жители Хамберстоуна даже пытались говорить на своем особенном языке.
Также в городе были построены школы, церкви и театр.
Удивительным образом сохранилось не только здание театра, но и декор его внутренних помещений — фойе и залов.
Однако со временем случилось то, во что не верили основатели поселения – запасы натриевой селитры истощились. В 1958 году в Чили свернули добычу на этом месторождении. Без работы в одночасье остались 3 тысячи горняков. И город опустел – люди бросали дома и вещи, потому что везти их через пустыню было неудобно. Практически мгновенно Хамберстоун превратился в город-призрак.
В 1970-е гг. в Чили вспомнили об этом месте и организовали музей под открытым небом. Каждый ноябрь здесь проходит фестиваль, на который съезжаются туристы со всего мира, а также те, кто здесь когда-то жил и работал. В 2005 году город внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хамберстоун во многом стал жертвой экономического бума. Амбициозный проект умер, отработав свое, а город превратился в призрак.