РУДН намерен усилить сотрудничество в образовательной и научной сферах со странами Латинской Америки. Определенных договоренностей уже удалось достичь в ходе визита делегации вуза в страны этого региона: будут открыты центры русского языка и довузовской подготовки, профильные классы, а также значительно увеличена доля латиноамериканских студентов в университете. Кроме того, уже проведены первые олимпиады, победителям которых будет предоставлена возможность бесплатного обучения в РУДН. Об этом в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Анне Тереховой рассказала проректор по международной академической мобильности вуза Лариса Ефремова.
— Насколько важна Латинская Америка для сотрудничества в сфере образования? Каковы приоритетные задачи в этом направлении?
— Латинская Америка — один из приоритетных регионов по организации набора иностранных обучающихся в нашем университете. За годы существования РУДН усилиями профессорско-преподавательского состава подготовлено большое количество высококвалифицированных специалистов для многих стран Латинской Америки. И, безусловно, о нашем университете известно во многих странах, в том числе в тех, в которых мы были: Эквадор, Перу, Колумбия, Чили.
За эти 56 лет, которые существует университет, система образования стран Латинской Америки сильно изменилась, и за рынок этого региона ведут борьбу такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция и ряд других. Поэтому наша основная цель — создание условий для отбора наиболее талантливых студентов для обучения в стенах нашего университета. К 2019 году доля ежегодного приема латиноамериканских студентов в нашем университете должна достигнуть 15%, в сравнении с 9% в 2015 году. Менее всего о российских университетах знают в Чили, здесь студенты в большей степени ориентированы на США, Великобританию, Германию, о нас знают меньше.
Именно поэтому главное для нас в этой стране — сформировать точки нашего присутствия.
— Какие университеты представляют интерес для сотрудничества? Каковы основные направления?
— Мы делаем акцент в первую очередь на установлении контактов с университетами, которые являются ведущими не только в национальных рейтингах в Латинской Америке, но и в международном рейтинге QS. Например, известный университет Антиокия в Колумбии в городе Медельине. Приоритетные направления деятельности наших вузов совпадают: физика, математика, медицина, агрономия, космические знания. Интерес вызывают экономические и инженерные науки. Стоит отметить направление подготовки "Международные отношения", потому что РУДН подготовил не одно поколение дипломатов, работающих в этих странах.
Среди направлений сотрудничества можно выделить совместные образовательные программы, в частности программы двойных дипломов, стажировки, программы обменов студентами и преподавателями.
— Как вы планируете развивать интерес у латиноамериканских студентов?
— В ближайшее время мы открываем центр русского языка и довузовской подготовки в Эквадоре. На базе центра можно будет проходить тестирование на получение сертификата не ниже уровня В2, что дает возможность обучаться в вузах нашей страны. Также мы договорились создавать профильные классы нашего университета.
Профильный класс — это не процесс, который будет проходить на протяжении целого дня и целой недели, а это так называемые "виртуальные классы". Они будут включать информационно-рекламные и справочные материалы о РУДН, методические рекомендации, образовательные программы (в том числе и на английском языке или на языке страны пребывания), достижения РУДН в различных областях, приезд и чтение лекций нашими преподавателями, проведение совместных олимпиад и конкурсов для поиска и отбора талантливых ребят для дальнейшего обучения по таким направлениям подготовки, как физика, математика, медицина, агрономия и другие. Подобные меры направлены не только на продвижение РУДН, но в целом и всей системы российского образования. По сути, профильный класс — центральная точка для отбора наиболее талантливых потенциальных абитуриентов для обучения в нашем университете. Сейчас наш проект-соглашение об открытии центра находится на согласовании у наших партнеров.
— Что в большей степени может привлечь латиноамериканских студентов? Что они ждут от российского образования?
— Безусловно, всегда семью волнует ценовая политика образовательных программ. Здесь мы, конечно, выигрываем на фоне США и Европы, где стоимость обучения значительно выше. Не менее важна инфраструктура: комфортабельные общежития, безопасность, досуг. Ну и, безусловно, ребят беспокоит вопрос трудоустройства, востребованности выпускников РУДН на рынке труда и ориентирования образовательных программ.
Иностранным студентам более интересны программы на иностранных языках, особенно на английском. Безусловно, задача стоит на увеличение количества таких образовательных программ. Кроме этого, существуют программы на испанском: так, аграрно-технологический институт разрабатывает для стран Латинской Америки программу на испанском языке "Защита растений". Это наиболее востребовано сейчас в этом регионе.
— Какие еще языки рассматриваются для образовательных программ помимо английского и испанского?
— У нас есть также образовательные программы на французском языке. Но с другой стороны, мы не можем представить спектр всех программ на основных ведущих языках ООН, мы не должны забывать о русском языке. При этом большой процент студентов, порядка 80%, учатся на русском языке.
— Олимпиадное движение и стипендиальные программы — не только популярные, но и эффективные меры привлечения иностранных абитуриентов. Какой опыт у РУДН в этой области?
— Мы только начинаем проводить олимпиадное движение и подходим индивидуально к каждой стране. Мы уже провели олимпиады в Эквадоре, Колумбии на базе института культуры Леона Толстого по физике, химии, математике, русскому языку и биологии. Сначала у ребят был страх, волнения, но, когда они увидели, что тест на испанском языке, что к ним доброжелательно относятся, что у призера есть возможность получить право бесплатно обучаться в нашем университете, они успокоились. Задания разрабатывались преподавателями РУДН. У нас существует команда по подготовке тестовых материалов: в нее входят преподаватели факультета физико-математических и естественных наук, инженерного факультета, аграрно-технологического института, экологического, а также филологического и юридического института. В ближайшее время будем проверять выполненные задания. В городе Медельине мы договорились при участии нашего посольства провести олимпиаду дистанционно.
По результатам олимпиады мы отберем лучших абитуриентов. Так, для обучения в РУДН талантливой молодежи из Эквадора запланировано предоставить этой стране десять бюджетных мест в рамках развития сотрудничества, кроме того, предполагается выделить квоты (около четырех) для талантливых преподавателей русского языка как иностранного, потому что их надо взращивать среди эквадорцев. Для Колумбии в пределах четырех-шести.
Что касается стипендиальных программ, то в Латинской Америке мы провели встречи с крупными государственными стипендиальными комиссиями, которые находятся в ведении министерств образования четырех стран и курируются министерствами иностранных дел.
С эквадорской стипендиальной комиссией подписано соглашение еще в прошлом году, и в рамках этого соглашения мы предоставляем Эквадору десять бюджетных стипендий (о чем я говорила уже выше), а Эквадор нам за счет грантов страны предоставляет 20 своих студентов, при этом мы проводим совместный отбор потенциальных абитуриентов при участии посольства РФ в этой стране. У эквадорцев на сегодняшний день большой интерес к изучению русского языка, но его цель — не отдых в России или развитие своего туристического бизнеса в Эквадоре, а именно — поступление в российские вузы.
— А точки пересечения в рамках научного сотрудничества существуют?
— Мы провели ряд встреч с руководителями государственных и частных вузов — это крупные университеты, в которых обучается от 20 до 35 тысяч студентов. Университеты, которые мы посетили, имеют современные, хорошо оборудованные научно-исследовательские базы, лаборатории и, соответственно, большой опыт в проведении различных исследований. Государство стимулирует исследовательскую деятельность выделением различных грантов. В перспективе возможно проведение и реализация совместных научных проектов.
— Каковы общие результаты переговоров в Латинской Америке?
— Во всех крупных университетах, наукоградах в рамках переговорного процесса мы обсудили проекты наших соглашений. За каждым соглашением стоит конкретный план совместных действий или рабочая программа. Благодаря плодотворному сотрудничеству мы сможем выйти на рынок работодателей и в перспективе получать заказы на подготовку конкретных специалистов.
Во втором полугодии мы планируем провести переговоры с Бразилией и Мексикой, а на следующий год — с Аргентиной и Венесуэлой. Для нас важны не количественные, а качественные показатели. И это мы обсуждали с нашими партнерами в первую очередь. Сейчас все вузы находятся примерно в одном состоянии, все работают над тем, чтобы войти в те или иные международные рейтинги. И всем нужны в этой части надежные партнеры и конкретные результаты.
— Ограничиваются ли интересы только этим регионом?
— В дальнейшем мы планируем на Ближнем Востоке в Иордании открыть такой же центр, как и в Эквадоре, и я в ближайшее время вылетаю для участия в переговорах. На следующий год планируем открыть один центр в Африке — в Эфиопии, а в Азии рассматриваем Шри-Ланку и Вьетнам. Но здесь также должна быть и готовность страны. Надо сказать, что и в Китае русистика достаточно развита, и мы планируем там создание профильных классов на базе школ с русским языком обучения. Эта позиция у нас согласована с министерством образования Китая. В рамках рабочей группы между нашими странами нам представлен список из более чем 100 школ, где они готовы предоставлять российским университетам возможность вести шефскую работу, создавать профильные классы, направлять преподавателей для чтения лекций, повышать квалификацию преподавателей китайских школ, продвигать свои образовательные программы. Как раз сейчас делегация РУДН находится в Китае, где проводит конкурсы на уровень владения русским языком и обсуждает вопрос по открытию профильных классов.
Согласно плану, доля иностранных студентов от общего числа обучающихся до 2019 года будет увеличиваться. Кроме Латинской Америки, доля студентов из Азии от ежегодного приема должна достигнуть 22%, сейчас этот показатель составляет около 20%, доля в структуре приема африканских студентов должна подняться с 12% до 15%. В связи с этим в процентном соотношении снизится доля приема от студентов из СНГ с 40 до 30%.