Раввин Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) специально для МИА "Россия сегодня"
Скоро наступает праздник Песах или, как его еще называют в нашей традиции, "праздник свободы". Отмечается он в честь исхода еврейского народа из Египта и освобождения от египетского рабства.
Согласно Торе, после того, как евреи покинули Египет, они скитались в пустыне еще 40 лет. Почему так случилось? Почему нельзя сразу было попасть в Землю Обетованную? Дело в том, что хотя после исхода из Египта евреи больше и не были рабами фараона, но по-настоящему свободными от всего того, что было ими пережито в Египте они тоже не стали. Как говорится в известной шутливой поговорке, "можно вывезти человека из деревни, но нельзя вывести деревню из человека". Не имея хозяина, который заставлял их работать, они совершенно не знали, как вести самостоятельную жизнь, и, достигнув Земли Обетованной, испугались в нее войти. В душе их оставался страх перед будущим и самостоятельной жизнью.
Вообще-то вызов, который стоял перед древними евреями, как я думаю, актуален и в наши дни. Свободны ли мы сегодня? Безусловно, мы живем в достаточно свободном мире. Со времен, когда еще каких-то 160 лет назад в целом ряде стран было распространено рабство, слава Богу, произошло много перемен. У нас теперь есть выбор — как жить, где жить, куда идти учиться, кем работать, куда переехать и во многих других вопросах.
В мире есть относительная свобода печати, свобода мнений, свобода слова — больше или меньше, это уже зависит от страны. В любом случае, благодаря развитию глобализации — интернету, современным технологиям, возможности путешествовать — мы, буквально в "режиме онлайн", имеем возможность следить за новостями в разных концах Земли, и нет сомнений в том, что в этой свободе больше положительных, чем отрицательных сторон.
Но, тем не менее, часто мы видим и обратное. По-прежнему существуют аспекты внутренней несвободы, когда человек ощущает давление неких рамок, порой, абсолютно иллюзорных, но присутствующих прочно в его сознании. Приведу простой пример: приходит молодой человек из ассимилированной еврейской семьи в синагогу. У него хорошая работа, высшее образование, и приходит он, вначале часто — за общением или в поисках духовного, того, чего ему не хватает в светской жизни, в которой, казалось бы, есть все.
Он начинает соблюдать шабат и на сутки отказывается от телефона и всевозможных "гаджетов", которые являются неотъемлемой частью его будничной жизни. И часто те, кто стоит на самом пороге соблюдения заповедей, в шабат и "строгие дни" (праздничные дни, в которые, согласно Торе, евреям запрещено работать) испытывают в некотором смысле "нехватку" информации и возможности воспользоваться телефоном или компьютером.
Также часто мы бываем подвержены влиянию чужого мнения, давлению общественности, моды и многих других внешних факторов. Поэтому, избавившись от одной формы рабства, мы можем продолжать существовать с другими его видами. И в праздник Песах нам предоставлена прекрасная возможность задуматься об этой стороне жизни, о том, как освободиться от этих форм зависимости, сделать шаг вперед.
В какую сторону сделать этот шаг, предстоит решить каждому человеку лично, ведь у нас у всех свои слабости и свои страхи: кто-то решится бросить курить, кто-то сменить работу, которая не приносит удовольствия. Нередко случается и так, что именно в дни Песаха прихожане начинают соблюдать новые заповеди: например, мужчины обещают каждый день надевать тфилин (специальные коробочки, в которые вложены отрывки из Торы, которые, согласно заповеди, повязывают на голову и на руку еврейские мужчины).
Часто происходит и так, что светские евреи на неделю Песаха полностью очищают квартиру от квасного и всю неделю придерживаются кошерного питания. Все это небольшие шаги на пути духовной свободы, но и эти шаги очень важны и приближают нас к Творцу.
Агада — сказание о Песахе — заканчивается словами: "В следующем году в Иерусалиме". Именно это пожелание евреи говорят друг другу на Песах. Но Иерусалим в этом значении не просто географическая точка, а место, в котором ощущается особая близость людей к Всевышнему. В Песах каждому еврею предстоит пережить Исход, но, безусловно, не в материалистическом, а в духовном отношении. И этот "внутренний исход" и есть путь единения человека с Творцом.
В завершение своего короткого рассказа о смысле праздника, я хотел бы оглянуться назад и вспомнить о том, чем был Песах для советских евреев более 30 лет назад. Хочу сказать, что даже во многих советских еврейских семьях и в период "железного занавеса" в книжных шкафах стояла пасхальная Агада, а в канун праздника в синагогах покупали мацу. Но вот рассказать об этом соседям, или пригласить на трапезу коллег по работе, мало кто решился бы.
Поэтому сегодня ясно уже можно увидеть, какой огромный путь к свободе проделала вся страна, а вместе с ней и наша еврейская община: в ближайшие дни за трапезами по всей России мы увидим десятки тысяч людей, которые будут открыто и свободно праздновать Песах, и никто из них не будет стесняться этого. В преддверии праздника я искренне хочу пожелать всем читателям радости, счастья, крепкого здоровья вам и вашим близким, а также самого важного в Песах — подлинной духовной свободы!