О еврейских традициях празднования Песаха, отношении к эмиграции евреев из России и предстоящем праздновании 110-летия Московской хоральной синагоги рассказал в интервью РИА Новости глава Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, главный раввин Адольф Шаевич. Беседовал Виктор Хруль.
- В России — три Пасхи: православная, католическая и еврейская. Что празднуют православные и католики — более-менее понятно. А что празднуют иудеи в этот день? Касается ли этот праздник всех людей или только избранного народа?
— Иудеи во время Песаха, или еврейской Пасхи, празднуют освобождение еврейского народа от рабства.
Это весенний праздник, он отмечается в месяце Нисан, в его 15-й день. Дословный перевод слова "пасах" — "обошел" или "миновал" — отсылает нас ко временам фараона, которого Моисей неоднократно просил отпустить евреев из Египта. Фараон не соглашался, и тогда Всевышний наслал на египетскую землю десять страшных казней, самой страшной из которых была "смерть первенцев". После этой казни фараон дрогнул, и около шестисот тысяч евреев, пробыв более четырехсот с лишним лет в рабстве, вышли из Египта.
Благодаря всесильной руке Всевышнего, во время сорокалетнего странствования по синайской пустыне родилось и выросло поколение свободных людей, которые сумели создать собственное государство, чтобы жить в соответствии со своей верой и убеждениями. Мы празднуем обретение свободы, которой смогли добиться лишь благодаря единству и вере во Всевышнего. Исход из Египта, о котором мы ежегодно вспоминаем в эти дни, — важнейший и переломный момент в истории евреев, символизирующий начало новой, свободной жизни.
- Какие пасхальные события в Москве и других городах будут открыты для публики, которая интересуется еврейской жизнью?
— Что касается пасхальных мероприятий как в Москве, так и в других городах России, то 22 апреля вечером, или 15 Нисана по еврейскому календарю, во всех синагогах начнутся праздничные богослужения. После чего все пойдут за праздничные столы. Начнутся пасхальные Седеры.
Седер — особая трапеза, являющаяся обязательной частью праздника. Седеры всегда проходят в одном и том же установленном порядке. Традиционно Песах — это семейный праздник, и все члены семьи принимают участие в застолье, в песнопениях и в чтении Пасхальной Агады. Агада — это сборник пасхальных текстов, историй и песен. Седеры обязательно проходят и в синагогах. Например, в нашу синагогу мы всегда приглашаем не только евреев. К нам много лет на Седер приходят и не евреи, среди которых и представители государственной власти. Мы рады всем. Те, кто отмечает Седер дома, также приглашают своих друзей, и не все из них евреи.
- Что нового в жизни Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России? Что из важных событий ожидается в ближайшее время? Каковы критерии успешности деятельности Конгресса?
— В этом году мы будем отмечать юбилейную дату Московской хоральной синагоги — 110 лет со дня ее открытия. Это будет в самом начале июня. Сейчас КЕРООР, как и Московская еврейская религиозная община, готовится к этому событию.
А что касается критериев успешности… Для нас важно, чтобы все общины чувствовали себя частью единого народа. Стараемся всем помогать по мере сил и возможностей.
- Еврейская жизнь извне кажется герметичной: незнакомый язык, непонятные ритуалы, особая одежда и даже, как кажется, особая ментальность. Что можно сделать для профилактики настороженного отношения к евреям в России?
— Сегодня, к счастью, любой человек, интересующийся тем или иным вопросом, может получить абсолютно любую информацию. Газеты, всевозможная литература, интернет — там есть абсолютно все.
Существует масса еврейских СМИ, где обо всем четко и подробно написано — и о ритуалах, и об особенностях в одежде, и прочее. Поэтому говорить о том, что еврейская жизнь герметична, мне кажется, сегодня не совсем актуально.
- Как вы относитесь к эмиграции евреев в Израиль? Если все уедут из России, кто останется в КЕРООР?
— По моему мнению, если еврей хочет покинуть место своего проживания, то единственная страна, куда он может ехать, это Израиль.
Но у каждого есть свобода выбора. Мы никого не уговариваем и не отговариваем. Конечная цель — это приход Машиаха. Важно, чтобы все евреи собрались на земле Израиля. Мы должны к этому идти.
- Как вы себе представляете еврейскую общину в России через 50 лет?
— Еще 30 лет назад я, как и многие другие, даже не представлял себе, что больше не будет такого государства, как Советский Союз. Что будет с Россией через 50 лет, тоже не могу сказать, и вряд ли кто-нибудь об этом знает.
Но, думаю, если будет Россия, то и евреи в ней будут.