Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
20 апреля в Брюсселе состоится заседание Совета Россия-НАТО, впервые за два года после того, как альянс в одностороннем порядке заморозил взаимодействие с Россией после возвращения Крыма в РФ. И проблем меньше не стало. Свежие примеры — балтийские дуэли Су-24М и USS Donald Cook, перехват самолета-разведчика RC-135.
17 апреля Пентагон вновь обвинил РФ в "беспорядочных и агрессивных маневрах" вблизи RC-135. Россия вновь заявила о соблюдении всех правил безопасности и указала, что американские эсминец и разведывательный самолет слишком близко подошли к одной из российских военно-морских баз. Не навредит ли свежий ветер Балтики на встрече Россия-НАТО в Брюсселе 20 апреля?
С одной стороны, уколы "Фехтовальщика" — Су-24М в Балтийском море и перехваты иностранных самолетов в международном воздушном пространстве силами истребительной авиации ВКС — это будничная работа военных летчиков. С другой — количество "оскорбительных действий" может перейти в иное качество, тем вероятнее, что Калининградская область географически отделена от основной части России, находится между Литвой и Польшей, которые являются членами НАТО.
Полеты RC-135 без эмоций
Давайте разберемся без эмоций. Американский самолет-разведчик RC-135 имеет радиус действия свыше 4 тыс. км, способен создать радиолокационным способом цифровую картину воздушной, наземной и надводной обстановки — на глубину до 900 км, и в режиме реального времени передать ее боевым подразделениям во всех сферах. То есть, не нарушая границ РФ, RC-135 может рассмотреть в деталях группировку войск и сил РФ в Калининградской области, зафиксировать и передать точные координаты военных объектов (включая систему ПВО) для их возможного поражения.
Разве такой полет не выглядит провокационным? Между тем самолеты-разведчики RC-135 по заданию Пентагона часто летают в международном воздушном пространстве близ Калининграда, собирая данные о дислокации, перемещениях и радиопереговорах российских войск в этом регионе.
Технологический предел
Политическое руководство США желает равного участия европейских союзников в расходах на оборону (равные доли в валовом национальном доходе). В 2014 году все члены альянса обещали вырастить свою долю до 2% к 2024 году. Сокращения оборонных бюджетов остановились, а перспективы увеличения невелики. Близок технологический предел эффективности и устойчивости громоздкой структуры НАТО.
На Варшавском саммите в июле Североатлантический альянс планирует предложить Грузии и Украине статус ассоциированных партнеров и черноморское сотрудничество "28+2" (с целью изоляции России на Черном море.). Это не заменит Тбилиси и Киеву дорожную карту по вступлению в альянс (MAP) и лишь увеличит список проблем НАТО.
Французская Le Figaro пишет: "Если бы российские танки вошли завтра в Прибалтику, силы НАТО потерпели бы поражение за три дня: такой результат дала недавняя симуляция Rand Corporation с участием американских офицеров". Между тем общее число американских военных в Европе остается прежним: 62 тысячи. Сухопутные войска НАТО превосходят по численности российские в несколько раз.
Авторитетное американское издание The National Interest спрашивает: "Военная машина РФ и стратегия США Third Offset: кто кого?" — и отвечает: "На фоне происходящих событий армия США сомневается в соответствии принципов ее организации современным требованиям и задается вопросом, не обречены ли эти организационные принципы вообще на постоянное отставание. Не стоит забывать, что у российской армии неплохо получается появляться в срочном порядке практически без предупреждения".
The National Interest называет Россию самой мощной военной силой в Европе и отмечает: "Стремление РФ защитить свою позицию предпочтительного поставщика оружия в разные страны мира — веская причина для инвестиций в военно-промышленный комплекс страны и для демонстрации новых разработок в этой сфере. Если Россия найдет достаточно клиентов, она сможет обеспечить наращивание собственного военного потенциала и разрабатывать оружейные системы нового поколения". Технологические высоты ОПК тянут вверх другие отрасли российской экономики. В условиях санкций Запада Россия продолжает развиваться.
Неразрешимые противоречия
Американское издание Daily Signal констатирует: "Киев и Вашингтон сходятся во мнении: российская угроза сохраняется…
Война на Украине вступила в свой третий год, и руководители в Вашингтоне и Киеве ни исключают возможность того, что российская политика балансирования на грани войны станет новой нормой в Восточной Европе".
Военный бюджет США на 2017 год свидетельствует об усилении военного внимания к Европе. Белый дом в четыре раза увеличивает финансирование в рамках Инициативы по обеспечению европейской безопасности — с 789 миллионов до 3,4 миллиарда долларов.
Накануне встречи в Брюсселе НАТО акцентировал непризнание Крыма российской территорией, силу решения о прекращении взаимодействия с РФ, и одновременно генсек альянса Йенс Столтенберг декларировал:" Эта встреча является продолжением нашего политического диалога".
10 апреля на встрече глав МИД стран "Большой семерки" министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о возможном возвращении России в состав G8.
Таким образом, одной рукой Запад ведет активные военные приготовления, другой рукой приглашает к политическому диалогу. Противоречия налицо.
Относительно возвращения в состав G8 возникает вопрос о пользе западной иерархии для РФ. По сути, формат G8 не прошел проверку временем. Сегодня стали очевидными риски однополярной демократии и выгоды многополярного мироустройства. Россия может одинаково конструктивно сотрудничать со странами Запада и Востока в формате G20.