Владимир Лепехин
Накануне состоявшейся в минувший четверг "прямой линии" президента России его пресс-секретарь Дмитрий Песков заметил, что во время онлайн-общения главы государства с гражданами чаще всего ему задаются вопросы, которые касаются социальных льгот, ЖКХ и плохих дорог. Не стала исключением и 14-я по счету "прямая линия" президента, в ходе которой россияне прошлись по основным "болевым точкам" внутренней повестки дня, задав главе государства вопросы о росте цен на продукты и лекарства, задержке заработной платы, состоянии дорог и услуг ЖКХ, а также о перспективах выхода экономики из кризиса.
О чем спрашивали президента
За более чем три с половиной часа президент РФ успел ответить на 80 из тех 2,5 миллиона вопросов, которые были направлены в его адрес.
Владимир Путин ответил на вопросы о ситуации в Нагорном Карабахе, Сирии и Донбассе, а также о перспективах развития отношений с США и Украиной. И все же не эти вопросы определили основное содержание общения.
По мнению большинства экспертов, главной особенностью "прямой линии" с президентом 14 апреля стал переход людей от вопросов о внешней политике государства к вопросам внутрироссийским. А кроме того, многие российские СМИ отметили "примирительный и спокойный тон главы государства".
С моей точки зрения, примирительный и спокойный тон президента — не новость. Владимира Путина всегда отличали спокойствие в ответе на любой, самый актуальный вопрос. Что же касается примирительного тона, то формат прямого общения с населением, среди которого имеются и правые, и левые, и сторонники власти, и её критики, как раз таки направлен на то, чтобы гасить назревающие в обществе конфликты, нередко становящиеся результатом элементарного незнания позиции руководства страны.
Понятно, что сегодня градус социальной напряженности в России значительно выше, например, прошлогоднего. Однако президент нашел нужные слова для критиков власти.
Главным ответом оппозиции, критикующей российское руководство за рост проблем в экономике, стали слова президента о том, что, несмотря на спад в текущем году в 0,3%, правительство РФ рассчитывает на рост экономики в 2017 году на 1,4%.
С моей точки зрения, вот такая логика президента — главный пункт в его 14-й по счету "прямой линии", который уже подвергся критике в некоторых СМИ — ведь большинство нелиберальных экономистов исходят сегодня из принципиально иной логики.
Полагая, что в российской экономике слишком мало денег, они предлагают (и эта точка зрения звучала, к примеру, на Московском экономическом форуме в конце марта этого года) увеличить количество денег в экономике. По мнению организаторов МЭФ, данная мера позволит увеличить зарплаты, например, бюджетникам, что автоматически поднимет в стране потребительский спрос, который и станет главным стимулом экономического роста.
О чем говорил президент
Владимир Путин не пояснил, как правительство собирается поднимать доходы населения, но заметил, что если Россия будет тратить резервные фонды, как в прошлом году, и не будет их пополнять, то средств хватит еще на некоторое время.
В ответ на вопрос о том, куда делись дешевые отечественные лекарства, глава государства пообещал, что правительство в течение 1,5—2 месяцев разберется с этой проблемой. Помимо прочего, он прокомментировал рост цен на продукты, выразив надежду, что это временное явление, и не исключил, что цены на продовольствие могут постепенно снизиться благодаря импортозамещению. И упреждая вопрос о том, как насытить рынки именно отечественными товарами, отметил необходимость расширить полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в сфере контроля за торговыми сетями.
Сегодня стране "нужны деньги", — отметил президент. И добавил: "Мы будем искать стратегического партнера, который понимает и уверен, что скупердяйничать не нужно при покупке, скажем, 19% акций "Роснефти". "Если мы такого партнера найдем, — отметил Путин, то, несмотря на падающий рынок, мы пойдем на приватизацию".
Просматривая видеозапись с вопросами и ответами президента, я вижу, что все-таки состояние российской экономики волнует сегодня россиян больше всего — больше даже, чем низкие зарплаты и рост цен. Граждане России понимают: будет расти экономика, будет расти и их благосостояние, будут падать и цены.
Заметны и другие характерные признаки состоявшейся "прямой линии". Лично я, к примеру, отмечаю для себя несколько важных обстоятельств.
Обстоятельство первое и, пожалуй, главное состоит в том, что президент России полностью владеет информацией о ситуации в стране и в частности в отечественной экономике.
Президент напомнил своим визави, что семьи, где расходы на ЖКХ больше, чем 22% семейного дохода, имеют право на компенсацию, а региональные власти имеют право повышать тарифы ЖКХ свыше 4% только по согласованию с местными депутатами.
Надо сказать, что глава государства продемонстрировал не только широкий кругозор, но и высокую компетенцию, назвав в своих ответах до трех десятков конкретных цифр. Он показал знание ситуации в автомобильной отрасли и в системе ЖКХ, в производстве и экспорте Россией вооружений, в дорожном и жилищном строительстве, в понимании финансовой, ценовой и иных важнейших составляющих отечественной экономики.
Хотел бы я посмотреть, например, на Обаму (не говоря уже о главах других государств), который бы попытался проявить свой уровень познаний хотя бы в части обсуждаемых на "прямых линиях" с президентом РФ вопросов.
Насколько эффективен формат прямого общения
Еще одна характерная черта состоявшейся "прямой линии" с президентом состоит, на мой взгляд, в том, что глава государства не боится брать на себя ответственность.
Некоторые критики Путина считают, что, беря на себя ответственность за все, что происходит в стране, он тем самым покрывает нерадивых чиновников. Отвечу на эту критику так: "прямая линия" с президентом предназначена для другого — не для того, чтобы мыть кости тем или иным министрам, но для того, чтобы глава государства услышал, чем живет страна, а люди, в свою очередь, услышали, чем живет и о чем думает их президент.
Сегодня Владимир Путин выходит на прямые контакты с народом, пытаясь обойти бюрократическую вертикаль. Но эффективны ли действующие каналы и форматы связи главы государства с населением?
С моей точки зрения, прямое общение главы государства с народом — тот механизм, который связывает российское общество в единое целое. Именно авторитет, популярность и, как мы видим, компетентность Владимира Путина обеспечивают сегодня и компромисс между различными группами элит, и политическую стабильность в стране.
Связь власти с народом особенно нужна в периоды переживаемых страной внешних вызовов и внутренних кризисов. В таких ситуациях чрезвычайно важны институты и механизмы, обеспечивающие вертикальные коммуникации в обществе. Именно для обеспечения таких коммуникаций в России были созданы сеть общественных палат и Общероссийский народный фронт. Именно для этого была запущена система выделения некоммерческим организациям президентских грантов. И именно для этого в обход бюрократии созданы и поддерживаются форматы онлайн-общения президента страны с населением и журналистами.
К сожалению, такой формат, как "прямая линия" президента, пока не обеспечивает эффективной "обратной связи" от ведущих специалистов и организованных групп населения (профсоюзов, общественных организаций и бизнес-групп) действительно напрямую, минуя местную бюрократию.
Но это, согласитесь, зависит уже не от президента, а от организаторов "прямых линий".