ЛОНДОН, 15 апр – РИА Новости, Мария Табак. Агитационная кампания перед референдумом о членстве Великобритании в ЕС официально стартует в пятницу.
Референдум состоится 23 июня. Вопрос плебисцита, который в стране уже называют важнейшим стратегическим решением целого поколения, звучит так: "Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза или выйти из Европейского союза?".
Два дня назад избирательная комиссия страны объявила, что официальными инициативными группами за и против Brexit стали соответственно Britain Stronger in Europe ("Британия сильней в Европе") и коалиция Vote Leave ("Голосуй за выход"). Официальный статус дает инициативным группам право потратить на агитацию 7 миллионов фунтов стерлингов, получить правительственный грант и время в телеэфире.
Начиная с пятницы и до 23 июня включительно, все, кто агитирует британцев поддержать ту или иную сторону на референдуме, обязаны будут подчиняться строгим правилам ведения кампаний, определенным избиркомом.
Ключевые участники
О создании Vote Leave — коалиции, объединившей несколько групп евроскептиков, принадлежащих к разным партиям, и включившей в свой состав блок Business for Britain — было объявлено осенью прошлого года. Основные спонсоры этой кампании являются сторонниками различных партий: банкир Питер Круддас не раз финансировал консерваторов, основатель и глава рекламной компании JML Джон Миллс — лейбористов, а Стюарт Уилер, сделавший состояние на игре на бирже, поддерживает Партию независимости. Список спонсоров группы достаточно велик: в него, помимо прочих, вошли основатель сети магазинов сотовой связи Phones4U Джон Кодвелл и бывший глава сети магазинов электроники Dixons лорд Гарольд Стэнли Калмс.
Vote Leave утверждает, что членство в ЕС обходится стране слишком дорого — в 350 миллионов фунтов стерлингов в неделю и что за "эти деньги можно каждую неделю покупать по больнице". Группа считает, что выход из ЕС также даст Британии возможность в полной мере контролировать свою экономику и социальные службы, а также подчиняться, в первую очередь, собственному законодательству, а не отдавать приоритет европейскому.
Vote Leave поддержали два политических тяжеловеса — министр юстиции Майкл Гоув и мэр Лондона Борис Джонсон, и не поддержал лидер Партии независимости Найджел Фарадж, организовавший собственную кампанию за выход из ЕС.
Кампанию Britain Stronger in Europe ("Британия сильнее в Европе") возглавил бывший глава сети магазинов Marks&Spencer, консерватор лорд Стюарт Роуз. Лорд Роуз был председателем совета директоров Marks&Spencer в течение семи лет, сейчас он занимает такой же пост сразу в трех компаниях — онлайн-супермаркет Ocado, сети магазинов одежды и аксессуаров Fat Face и сети стоматологических клиник Oasis Dental Care.
Britain Stronger in Europe также, как и ее оппоненты, пользуется поддержкой крупного бизнеса. В частности, сообщалось, что американская банковская группа Goldman Sachs выделила шестизначную сумму на ее поддержку.
Лорд Роуз на презентации инициативной группы говорил, что членство в ЕС позволяет британцам экономить по 480 миллионов фунтов стерлингов ежегодно, и что уход из ЕС означал бы "прыжок в темноту". По словам Роуза, Великобритания благодаря ЕС получила прибыль от экспорта в размере 226 миллиардов, еще 237 миллиардов принесли ей инвестиции. В то же время лорд Роуз подчеркнул, что он вовсе не идеализирует ЕС и настаивает на проведении реформ.
Britain Stronger in Europe поддержали, среди прочих, бывшие премьер-министры Джон Мэйджор, Тони Блэр и Гордон Браун.