Немалое количество людей привыкли противопоставлять освоение космоса и религиозную картину мира. В честь 55-летия со дня начала космической эры человечества известный российский мусульманский богослов Фарид Салман рассказал РИА Новости о том, допускает ли ислам существование инопланетян, кто из пророков летал в космос и чем похожи исследования Стивена Хокинга на труды исламских теологов. Беседовал Антон Скрипунов.
- Фарид хазрат, есть ли в исламе специальные обряды, связанные с полетом в космос?
— Есть молитва как таковая. Любой человек, который пускается в путь, вне зависимости от того как — по земле, небесам или морю, — произносит специальные молитвы. Более того 27 числа этого лунного месяца (2 мая по светскому календарю. — ред.) у нас будет очень большой мусульманский праздник — Ночь Мирадж, или восхождение пророка Мухаммеда к престолу Бога.
- Как он связан с космической тематикой?
— На самом деле, в исламе, если пользоваться современной научной терминологией, стали "космонавтами", не вернувшись на Землю — и не погибнув, при этом — пророки Идрис (Енох. — ред.) и Иса (Иисус Христос. — ред.). Они вознеслись выше Земли на небеса и находятся во власти Господней. С точки зрения современного человека — это вознесение в космос. Пророк Мухаммед тоже, как считается, поднялся выше небес. Он дошел до Лотоса крайнего предела — того места, на котором, согласно исламской космологии, прерывается разум разумеющего. На том уровне уже говорить о каких-то понятиях невозможно. Там он беседовал с Господом. А затем возвратился на Землю.
- Как долго это происходило?
— Перенос из Мекки был с остановками на Синайской горе, где молился пророк Моисей, в Вифлееме, где молился Иса. Затем Мухаммед оказался в Иерусалиме. Оттуда — где находится мечеть "Купола скалы" — пророк, проведя богослужение с душами всех остальных когда-либо живших на земле пророков, возносится до крайних пределов космоса, а затем возвращается обратно.
Считается, что когда пророк начал возноситься на небеса, то он при выходе из дома задел кувшин с молоком. Пока происходила огромная череда встреч и перемещений, то постель его не остыла и капля молока, которая начала падать, еще не упала. То есть это произошло в миллионные доли секунды с точки зрения земной реальности. А с точки зрения космического порядка там произошли грандиозные события. Нам даже невозможно сосчитать, как долго это длилось на самом деле.
- Допускается ли в исламе существование других обитаемых миров?
— Безусловно. Если открыть первую страницу священного Корана, то второй стих в первой главе звучит следующим образом: "Хвала Аллаху, Господу миров". Богословы, растолковывая данный коранический стих, говорят нам о том, что в любой точке пространства находится 18 тысяч миров, куда бы ни пал взгляд человека. Это число имеет несколько версий, однако вопрос не в том, сколько конкретно миров.
Вопрос в том, что пространство — неоднородное. Когда современная наука или околонаучные теории говорят о наличии параллельных миров, то высказывают такую же, как и в исламской науке, версию. Если мы живем в многосложном мировом — не в политическом плане — пространстве, то можно говорить об обитателях иных миров.
В исламе существует два типа мироздания. Мир этот — тот, который происходит сейчас. Мы с вами разговариваем, находясь в нем. Но наступит момент, когда время затечет совершенно в ином направлении — часы пойдут наоборот. Новая реальность, новый мир, начнется после Судного Дня. Человеку достаточно трудно понять, как будет идти время в обратном порядке, даже несмотря на то, что мы знакомы со всеми гаджетами.
- Выходит, что человек является высшим и единственно разумным творением?
— Человек является венцом Божьего творения. То, что помимо него есть другие, скажем так, умные существа — факт. В нашей теософии есть такие понятия как "ангелы", "нечистая сила", "джинны". Однако у человека, в отличие от них, есть свобода выбора: он может выбрать белое или черное, хорошее или плохое. Ангелы выполняют все беспрекословно, у них нет свободы выбора.
- А что насчет джиннов?
— Джинны тоже являются разумными существами, но не человеческого характера, а другой природы — огненной. Среди них тоже есть свобода выбора. У джиннов есть те, которые принимают Господа как творца и есть те, которые его отрицают. Но человек — это венец Божьего творения, разумное существо, имеющее свободу выбора. Вот в этом наша ценность.
- Значит, с точки зрения ислама гуманоиды не могут теоретически существовать?
— Теоретически они предполагаются. В книгах говорится, что большая часть божьих творений может принимать разные формы. Под творениями имеются в виду живые существа. Речь идет точно не об ангелах, хочу сказать. Инопланетянами могут быть те же самые джинны. Мы не отрицаем и не подтверждаем этого. Но мы можем сказать о том, что эти инопланетные создания существуют, говорить иначе, наверное, не совсем корректно. Может быть, они рядом с нами.
- Почему?
— Мир многообразен, а количество миров мы не можем сосчитать. Но человек в силу своего пытливого ума пытается разыскать разумную жизнь где-то на соседних планетах или звездах. Хотя в то же время он не совсем разбирается в тех вещах, которые происходят непосредственно на планете Земля. Поэтому инопланетяне – явление реальное. Они могут, по рассказам уфологов, — которым можно верить или нет, однако не бывает дыма без огня,- эти существа могут менять свои очертания. Это как раз подтверждает точку зрения ислама о том, что эти существа не являются людьми или гуманоидами. А все-таки, это джинны или, скажем так, творения иного уровня.
- Исламская теология рассматривает планету Земля как единственное место обитания человека? Возможна ли колонизация других планет в этом контексте?
— В Коране в разных вариациях встречается фраза "Господь Бог небес и земли". "Небеса" употребляются во множественном числе, а "земля" — в единственном. То есть, в исламе есть некий "центризм Земли".
Земля — это некое прибежище, ведь в Коране сказано, что когда Господь изгоняет Адама и нашу праматерь Хавву (Еву), Он говорит: "Падите и изыдите с рая вниз". То есть, люди имеют внеземное происхождение. Земля – это временное место обитания. И во всех авраамистических (христианство, ислам, иудаизм. — ред.) религиозных традициях считается, что праведная душа, когда покидает тело человека, возносится.
Мы верим в то, что если человек верит во Всевышнего, творит добрые деяния, то его душа попадает в Небесную обитель, которая выше Земли. Земля не единственное место обитания. На данный момент ни наука, ни религия не может подтвердить эти вопросы на уровне действенных доказательств. Но мы верим в это беспрекословно.
- В чем исламская космология перекликается с современной научной концепцией мироздания? Насколько ей близки исследования, например, Стивен Хокинга или Кипа Торна?
— Мы конечно можем делить явления на мусульманские, иудейские, христианские и так далее. Вопрос в том, что мы, независимо от нашего национального, общественного или религиозного мировоззрения, одинаково устроены. Поэтому мы — верующие и неверующие люди — говорим об одних и тех же явлениях, хотя это происходит с точки зрения понимания, которое преломляется в каждом индивиде в, например, национальной и религиозной интерпретации. Речь идет об одних и тех вещах. Скажем, ученый может говорить о них научной терминологией. Нет у нас – представителей религиозных традиций – отдельно взятых богов, которые находятся превыше нас и, как люди, спорят о том, у кого же вера правильнее. Бог один. Истина одна. Но мы понимаем ее по-разному.