Владимир Корнилов, политолог, специально для Ria.ru
Сегодня в Нидерландах проходит второй в истории этого королевства референдум. Первый состоялся в 2005 г. и стал триумфом евроскептиков. Тогда 62% избирателей сказали "нет" Конституции Евросоюза. Это стало шоком для истеблишмента, который до самого конца не верил в такой исход опроса.
Так же закономерно евроскептики подошли к референдуму с опережением в рейтингах по сравнению со своими оппонентами. Некоторые опросы дают значительный отрыв лагеря "против", некоторые — не очень. Но все они демонстрируют преимущество евроскепитков. Многим это кажется сенсацией. Против тех были брошены колоссальные деньги Сороса; правительственная машина, практически все мейнстримовые СМИ Нидерландов усиленно работали, накачивая информационное пространство прокиевской и антироссийской пропагандой. Против евроскептиков и их союзников была развернута невиданная для Нидерландов агрессивная кампания, с задействованием компромата и манипулирования. Но как это ни парадоксально, сыграла она на руку именно инициаторам референдума — если к началу марта о нем не знали почти 50% населения, то такая массивная информационная кампания привела к тому, что уже неделю назад о нем знали 90%.
По мере приближения к референдуму кампания "за" откровенно сдулась. Сторонники Соглашения с Украиной, деморализованные последними опросами и "панамским" скандалом, практически бросили агитацию перед днем референдума и внезапно заговорили о его… непринципиальности.
Украинские деятели вдруг в один голос стали заявлять о том, что важен не результат референдума, а решение правительства, которое может проигнорировать волю народа. Украинский дипломат Владимир Василенко вообще договорился до того, что на референдум все наплюют, провозгласив: "В любом случае власть Нидерландов уже приняла решение. Даже если результат референдума будет негативным для Украины, правительство страны к нему не прислушается. Референдум — консультативный механизм. Решение же уже принято".
Вот это фантазии! В принципе, на Украине такое возможно. В 2000 году подобный референдум, на результаты которого все наплевали, уже проходил. Но Голландия — не Украина. Голландцы обязательно спросят с правительства: зачем же мы выкидывали 30 млн евро налогоплательщиков на проведение референдума, на результат которого вы начхали? И ответ давать придется, особенно учитывая тот факт, что Нидерланды фактически вступают в предвыборную кампанию — до очередных парламентских выборов осталось меньше года. В такой ситуации проигнорировать волю народа нереально.
Эксперт-международник Василий Филипчук развил данную мысль, заявив: "Соглашение об ассоциации имеет две составляющие. Одна из них — политическая, другая — зона свободной торговли. Зона свободной торговли не относится к компетенции стран-членов ЕС, и даже если бы ее не ратифицировали две трети или вообще ни одна страна-член ЕС, достаточно согласия Еврокомиссии, Совета ЕС, Европейского парламента, чтобы она вступила в силу… То есть любые результаты этого референдума на ЗСТ с ЕС влияния не имеют".
Что ж, блажен, кто верует. На самом деле, подобные заявления свидетельствуют о дремучей некомпетентности украинских экспертов. Действительно, обычные соглашения о ЗСТ может ратифицировать Европарламент. Но дело в том, что сам Киев долго хвастался, что Украина и ЕС заключили "расширенное, всеохватывающее, уникальное соглашение", которое не имеет аналогов. Соответственно, оно относится к так называемым смешанным (mixed) соглашениям.
Депутат голландского парламента Гарри ван Боммель в беседе с вашим покорным слугой привел следующий документ: "Вот официальное заключение юридической службы Европейского парламента, в котором сказано: "В случае, если процедура ратификации "смешанного соглашения" (а соглашение с Украиной относится именно к "смешанным"), временно имплементированного или нет, не завершится успехом в одном или больше государстве-члене ЕС, все соглашение не может вступить в силу". Это означает, что ни соглашение в целом, ни какая-то его часть не приняты! Это не кафетерий, где ты можешь взять одно блюдо, а другое отставить — не тот случай. Соответственно, если Нидерланды не завершат ратификацию соглашения, оно официально не вступает в силу".
И если бы это было иначе, то зачем бы Жан-Клод Юнкер называл возможное голосование "нет" на голландском референдуме "континентальным кризисом"?..
Уже завтра, в четверг, парламент Нидерландов намерен начать обсуждение предварительных итогов референдума и механизма имплементации его результата. Не сомневаюсь, эти решения повлекут за собой серьезные последствия и для Голландии, и для Украины, и в целом для Евросоюза. Чем бы ни завершились сегодняшнее мероприятие и эта дискуссия, сам факт проведения референдума в Нидерландах уже стал значительной победой для евроскептиков, которая даст толчок для их единомышленников в Британии перед грядущим там референдумом о выходе из ЕС. Что, в свою очередь, подстегивает евроскептиков целого ряда государств (включая те же Нидерланды, само собой) к проведению подобных референдумов у себя. Никто, конечно, не верит в их победу на подобных референдумах. Но ведь мы видим уже, к чему приводит череда "случайных закономерностей".