МОСКВА, 5 апр – РИА Новости. Жители Нидерландов готовятся к референдуму, посвященному вопросу соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, со смешанными чувствами – разухабистая кампания украинской делегации не произвела фурора, а голландские политики до конца не смогли объяснить избирателям, за кого и за что нужно голосовать.
Агитационная культура
Официальный Киев сделал ставку на работу с избирателями через посредников – представителей голландского бизнеса, опасаясь быть пойманными на прямой агитации.
"Украинские дипломаты каждый раз подчеркивают, что "не имели права" включаться в активную кампанию", — пишет корреспондент "Украинской правды", посетивший голландско-украинский бизнес-форум, который состоялся 30 марта в пригороде Гааги.
"Она агитирует за соглашение, неужели вы не видите? Просто у нас другая культура агитации", — заявил украинской газете представитель министерства внешней торговли Херман ван Велдерен.
Впрочем, не всем удалось поддерживать должный уровень агитационной культуры: под конец мероприятия на сцене появился однопартиец Плюмен, голландский министр сельского хозяйства Мартейм ван Дам и под овации зала заявил, что проголосует "за" и призвал всех последовать его примеру. Вполне возможно, что министра воодушевили украинские активисты, танцевавшие гопак в актовом зале.
На короткой ноге
Политолог Владимир Корнилов полагает, что изначально "друзья Украины" хотели замолчать референдум, не привлекать к нему особого внимания, чтобы голландцы не пришли на участки, но появление украинских агитаторов сделало эту тактику бессмысленной.
Переход к "активной" фазе соблазнения произошел с появлением главного лица делегации – министра иностранных дел Павла Климкина. Как отмечают корреспонденты "Вестей недели", дипломат сразу задал непринужденный тон – опоздал на встречу со своим голландским коллегой, а приехав на Украинский фестиваль в Амстердаме, где должна была произойти встреча, с порога пожаловался на усталость от путешествий. Снять напряжение помогли спиртные напитки – оба министра пропустили по бокалу пива – и привезенные из Украины активисты, освистывавшие неудобные вопросы собравшихся и аплодировавшие удачным, на их взгляд, ответам Климкина.
Состоялся и митинг на улицах голландской столицы, который продемонстрировал намерения Павла Климкина в буквальном быть на короткой ноге с аудиторией – на сцене он появился в штанах, которые многие СМИ и пользователи соцсетей нашли не совсем подходящими министру по размеру.
Как видно, не обошлось и без вышиванок: в этой народной одежде Павел Климкин выступал со сцены, в ней же катался на велосипеде с организаторами флешмоба в поддержку ассоциации ЕС и Украины "Я еду с вами".
Расслабленность одного из лидера украинской делегации, действительно, могла сыграть против сторонников "евроинтеграции". Накануне референдума голландцы вспомнили о своеобразных нравах украинских депутатов и смонтировали видеозаписи всех драк, имевших место в Верховной раде, в один ролик. Видео тут же разлетелось по интернету – за несколько дней его посмотрели более 200 тысяч человек.
Против кого дружим?
Одной из главных задач для голландцев было понять, что хотят "продать" им собственные политики, многие из которых зашевелились по украинскому вопросу только в преддверии парламентских выборов. 1 апреля голландская газета NRC опубликовала интервью сотрудников GeenStijl под красноречивым заголовком "Украина нам до лампочки", и это — не первоапрельская шутка. Организаторы заявили, что Украина стала темой референдума случайно: голландцам нужен был формальный повод предъявить свои претензии Брюсселю.
То, что за агитацией кроются конкретные политические задачи, подтвердила информация о выделенных на кампании суммах. В общей сложности из бюджета выделили два миллиона евро, разделенного на равные части по 50 тысяч евро на каждую агитационную акцию "за" или "против" одной организации. Проукраинским активистам помогает Джордж Сорос – 300 тысяч евро скандальный инвестор выделил "Открытому обществу в Европе", еще 400 партнерам из киевского фонда "Возрождение".
Агитаторы со всех сторон признаются, что тема референдума – не только вопрос подписания соглашения об ассоциации ЕС и Украины, и от этого ситуация становится все более запутанной для тех, от кого непосредственно зависит исход процесса.
Одной из главных фигур агитационных плакатов "Молодых социалистов" (Jong Socialisten), входящих в структуру занимающей проукраинскую позицию "Партии труда", к удивлению многих, стал президент России Владимир Путин. Плакатов, посвященных Петру Порошенко или какому-либо другому украинскому политику, в голландских почти не наблюдалось.
"Путин – центральная тема (нашей) кампании, и мы сделаем все, что в наших силах, чтобы донести это. Вы хотите сидеть сложа руки, или дать Путину отпор", — приводит американская газета Politico слова одного из основателей движения StemVoor (Голосуй "за") Джошуа Ливестро.
В движении, запустившем процесс организации референдума по украинскому вопросу, GeenPeil не согласны такой постановкой вопроса: "Речь о том, в какую сторону движется Европейский союз. Путину мог бы быть на руку распад Европы, но если вы раз за разом игнорируете мнение народа, винить нужно только самих себя, а не Путина".
Такой разброс мнений, взглядов и интересов, стоящих за голосованием влияет на избирателей: по опросу Sputnik, каждый третий житель страны (33%) против ассоциации, высок процент и тех, кто относится либо нейтрально, либо не имеет мнения по вопросу – 28% и 20%.