Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Если против лидеров фактически всех стран — членов БРИКС идет одновременная информационная кампания, то это напоминает высказывание Аурика Голдфингера, нехорошего человека из одноименного романа Йена Флеминга про Джеймса Бонда: "Один раз — это случайность, два раза — совпадение, три раза — целенаправленная акция противника". Начавшаяся кампания против главы китайского государства Си Цзиньпина — это уже даже не "три", а "четыре", если не "пять".
Белые нитки
Что у нас происходит с буквой "Б" — первой из аббревиатуры БРИКС, то есть с Бразилией? Тяжелейший правительственный кризис, в результате которого под ударом оказались сразу два президента, предыдущий и нынешний. Оба обвиняются в коррупции. Оппозиция требует импичмента президента Дилмы Роуссефф и расследования ее деятельности по части причастности к налоговым нарушениям и использованию государственных средств для финансирования кампании по своему переизбранию. А заодно можно сорвать или сильно подпортить и летнюю Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро. Вредить по спортивной линии — это модно.
Почему диверсия: а посмотрите, что происходит с последней буквой БРИКС "С" (South Africa — Южная Африка). Вот редакционная статья-приговор New York Times от 1 апреля под названием "Президенту Южной Африки Якобу Зуме пришла пора уйти в отставку". Потому что он — догадайтесь, кто?— коррупционер.
Если ограничиваться только одной публикацией по каждой стране в американской и прочей печати, то есть только по ЮАР или только по Бразилии, то получается, что и правда кто-то что-то ворует. Но когда сравниваешь политическую механику нажима на власть в случае "Б" и случае "С", то возникают иные мысли: что-то уж очень все похоже.
Буква "Р" — это Россия и президент Владимир Путин. А как же — и тут знакомая картина, причем ее как раз мы знаем лучше, чем бразильскую и южноафриканскую. И тут атака, механика которой хорошо известна, идет непосредственно на главу государства.
Обвинения в коррупции должны щекотать чувства человека, который считает, что он беден потому, что все вокруг воруют. Так и будут эту пьесу играть раз за разом, пока она уже окончательно всем не надоест своими белыми нитками, торчащими отовсюду, и при слове "коррупция" люди не будут зевать. Уже начинают, кстати.
Но у нас остались еще две буквы из БРИКС, а именно Индия и Китай. И вот тут все сложно, потому что лидеры этих государств пришли к власти как раз на волне кампаний против коррупции. В чем обвинить человека — в данном случае Си Цзиньпина, — если коррупционеров в Китае сажают сотнями? Правильно: в том, что он борется с коррупцией.
Верные члены партии
Эта предельно интересная история развивается приблизительно с 4 марта, когда в китайском интернете появилось загадочное анонимное письмо "верных членов партии" (правящей Компартии Китая), призывающих Си уйти в отставку. Почему в отставку: по всем возможным причинам, но прежде всего потому, говорится в письме, что его борьба с коррупцией парализовала весь управленческий аппарат страны, а сам Си Цзиньпин превратился в диктатора.
Если у вас есть противник, очень важно подобрать ему обвинение из одного слова. В предыдущих трех случаях это слово было "коррупционер", а тут, как видим, "диктатор".
Такое же знакомое — это редакционная (по сути анонимная) статья, на этот раз лондонского "Экономист", где Си выносится приговор: диктатор, руководит методами председателя Мао, у него в результате ничего не получается.
Опять же, если читать эту статью отдельно, то — сильно написана. Но стоит положить рядом два текста, этой редакционной статьи и письма "верных членов партии", как становится интересно. То ли британские журналисты переписали своими словами китайский документ и выдали его за свой, то ли и сам китайский документ был написан в Лондоне и запущен в китайскую Сеть в виде анонимки. В общем, опять примитивная работа.
Конечно, китайская политическая жизнь всегда била ключом, строем китайцы не ходили при Мао, до Мао и после него. Пламенные дацзыбао там в порядке вещей. Более того, интересные мысли в этом документе есть. А именно, что если бороться с коррупцией в формате нескончаемой кампании, когда сажают буквально всех, то результат будет соответствующий — хаос и паралич.
Может быть, это тоже часть ловушки? Сначала через сотни фондов и институтов заронить в общественное сознание стран-конкурентов мысль насчет того, что "все воруют", а потом смотреть, что получается: никого не сажают — значит, не борются с коррупцией, сажают всех — значит, создают тысячи противников режиму по всей стране, расшатывают политическую систему. А была ли коррупция, другой вопрос. Очень умно (поначалу, пока эту тактику не поймешь).
Да, но у нас осталась еще одна буква — "И", то есть Индия, страна-хозяйка будущего саммита БРИКС. Даже не сомневайтесь, ее премьер-министр Нарендра Моди тоже получил приговор от западной анонимно-демократической общественности: он и его нелиберальная партия сеют "нетерпимость". Но это отдельная и длинная история.