Рейтинг@Mail.ru
Индия как фронт борьбы цивилизаций - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Индия как фронт борьбы цивилизаций

Читать ria.ru в
Дзен
Свобода слова должна где-то кончаться. Например, там, где звучат призывы разрушить страну, после чего свободы просто негде будет осуществлять, замечает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

В Индии опять происходит бурный конфликт, который был бы чисто внутренним и очень индийским, если бы боевые порядки не выстроились очень показательно. С одной стороны — правящая национально-консервативная по идеологии партия Индии, поддерживаемая большинством населения, с другой — проигравшие ей индийские либералы из бывшей правящей элиты, поддерживаемые их единомышленниками в США и прочих подобных странах.

Это уже вполне международная история, наводящая на мысли о столкновении цивилизаций — либеральной (пока что) западной и никоим образом не либеральной индийской.

Ждем санкций по идеологическим соображениям против страны с более чем миллиардным населением? Кому-то, наверное, мечтается их ввести, хотя не хочется оказываться в глупом положении.

Свобода для университетов

По какому поводу конфликт, рассказывать придется дважды, поскольку у каждой стороны — своя версия. Более того, читаешь их и думаешь: это же надо — видеть одни и те же события так по-разному.

Здесь и дальше я постараюсь не объяснять лишний раз, насколько то, что происходит между Индией и либеральным Западом, похоже на ситуацию между Россией и тем же Западом. Причем спор идет, в обоих случаях, и внутри одной страны. И без того эти сравнения будут даже не бросаться, а молнией бить в глаза.

Итак, начинаем с версии, изложенной в New York Times.

Индия. Архивное фото
Власти Индии задействовали солдат для подавления протестов
Одержавшая весной 2014 года сокрушительную победу на выборах в парламент Бхаратия Джаната Парти (БДП) занялась гнездом побежденной ею либерально-космополитичной оппозиции — университетами, пытаясь подорвать там преподавательскую монополию либералов. (О такой же монополии в США я недавно писал. Начала назначать в университеты своих людей, увольнять тех либеральных преподавателей, которые подставляют бок под удар. Оппозиция в ярости, говорит, что в вузы назначают людей, по уровню образования непригодных для такой работы, попросту неграмотных мракобесов. Университеты бурлят.

Особенность внутренней ситуации вот в чем. Речь не совсем о БДП, а о силе, существующей уже почти сто лет, как бы автономно и в то же время в альянсе с БДП — о религиозной индуистской организации RSS. Автор американской газеты считает, что RSS сейчас потребовала от правительства БДП награду за поддержку — в виде права навести порядок в сфере образования, чтобы развернуть вспять процесс превращения образованной элиты в "антинациональную силу". Что правительству не вполне нравится, поскольку этой RSS только уступи — не будет и самого правительства.

Кстати, очень легко представить себе эту картину: не всегда грамотные, но весьма агрессивные, долго копившие обиды идеологи, учиняющие чистку там, где десятилетиями складывались связи и привычки людей совсем другого мышления. Это действительно конфликт и опасность, в том числе и для вполне просвещенных и компетентных лидеров БДП. Индийские национальные силы — они, как и в любой стране, разные. Есть нормальные, есть фанатики.

Но здесь лишь фон событий, хотя автор New York Times все-таки упоминает и повод для нынешнего большого скандала. Это — студенческая демонстрация, прошедшая еще 9 февраля, затем арест ее организатора — Канхая Кумара, избранного главы студенческого союза университета. И не просто университета, а делийского аналога МГУ — JNU, то есть Университета имени Джавахарлала Неру, этого города в городе на окраине Дели.

Тут раздался мощный вопль: да что же эти люди творят с независимостью университетов и академическими свободами?

А страну — уничтожить

Теперь версия другой стороны, изложенная в главной газете БДП, делийском "Пионере" (в громадном множестве материалов). Кого, как выясняется, защищают борцы за либерализм? Студентов не одного, а нескольких университетов, которые устроили акцию памяти двух казненных террористов. Один — Афзал Гуру — возглавил в 2001 году знаменитое нападение на индийский федеральный парламент. Атака целей не достигла, погибли "всего" девять человек, это полицейские, не пустившие отряд убийц к парламентариям. Другой террорист, Макбул Бхатт, был сторонником перехода индийского Кашмира с его мусульманским населением к Пакистану.

То есть, скажем сразу, речь идет о двух джихадистах в стране с индуистским большинством. И неважно, связана ли студенческая демонстрация с запрещенным "Исламским государством" или "Аль-Каидой", и без них все понятно. Кстати, одновременно прошли такие же скоординированные акции не просто в других, а в мусульманских (по регионам расположения) университетах.

Далее, студенты в Дели держали плакаты. Например, такие: "Мы будем сражаться до освобождения Кашмира", "Мы будем сражаться, пока Индия не будет разбита на куски", "Мы будем сражаться, пока Индия не будет уничтожена".

Такая вот независимость университетов и академическая свобода.

Вдобавок из индийских СМИ выясняется, что в ответ на студенческую вылазку были контрдемонстрации других студентов. Были отказы от дипломов JNU нескольких закончивших его военнослужащих, ответные демонстрации делийцев (в результате одной из них университет, с его немалой территорией, оказался окружен людьми с индийскими национальными флагами). Вдобавок служащие университета пригрозили перестать убирать территорию, готовить в столовых и обслуживать общежития, причем сделали это в знак протеста против "пассивной поддержки" студентов-демонстрантов преподавателями. Противоположная сторона называет все это "травлей", но вообще-то тут можно подобрать и другие слова. Например, массовое возмущение.

Что говорит национальная индийская пресса по поводу самих студентов, нетрудно угадать: в основном мягко учит их тому, что свобода слова должна где-то кончаться. Например, кончаться там, где звучат призывы разрушить страну, после чего свободы просто негде будет осуществлять.

Куда интереснее (и куда жестче) звучат слова в адрес индийских либералов. Которых довольно четко обозначают — помимо "левой" профессуры — как оппозиционную ныне партию Индийский национальный конгресс плюс англоязычные СМИ и социальные сети. Им напоминают, что, когда Конгресс был у власти, он подобные акции пресекал без пощады при всех премьер-министрах, вводил чрезвычайное положение, закрывал газеты и журналы (либерализм — он такой), так что же он сейчас кричит о попрании свобод?

Еще говорят, что когда либералы докатились до ненависти к своей стране и поддержки джихадизма, то это странная идеология; что либеральные СМИ уже начали в стране гражданскую войну — против национальных СМИ, причем либералы ее явно проигрывают, лишившись былой монополии на выработку ценностей.

Кстати, процитированные выше материалы в New York Times написаны индийцами — из тех самых обижаемых либеральных кругов. Хотя если посмотреть весь объем западных публикаций по Индии и их тональность, то видно, что и там это уже почти война, и ведут ее далеко не только руками индийской оппозиции. Кстати, стоит посмотреть, как отзываются на ситуацию в комментариях индийские читатели и на чьей они стороне.

Выводы… впрочем, я ведь обещал, что не буду проводить очевидных сравнений сегодняшней Индии с сегодняшней Россией. И так все ясно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала