В столице Чили Сантьяго с 29 марта по 3 апреля проходит крупнейший в Латинской Америке авиакосмический салон FIDAE-2016. О перспективах поставок в этот динамично развивающийся регион мира российских многофункциональных истребителей типа Су-30, учебно-боевых машин Як-130, а также новых пассажирских лайнеров проекта МС-21 рассказал в интервью РИА Новости глава департамента регионального маркетинга корпорации "Иркут" Виктор Личаев. Беседовал специальный корреспондент Александр Ковалев.
— Какие последние планы корпорации "Иркут" в отношении продвижения на рынок стран Латинской Америки учебно-боевых машин Як-130?
— Сразу несколько стран региона проявили интерес к нашим учебно-боевым самолетам Як-130. Консультации по этой теме интенсивно продолжаются, в том числе прямо сейчас, в Сантьяго, в ходе авиакосмического салона FIDAE —2016.
— Существует обширная тема по вопросам адаптации к Як-130 авиационных средств поражения, авионики и РЛС производства Бразилии и других латиноамериканских стран. Как она развивается?
— Многие потенциальные заказчики Як-130 интересуются перспективой наращивания его боевых возможностей. Корпорация "Иркут" в настоящее время в инициативном порядке проводит работы в этом направлении. Так, на авиасалоне МАКС-2015 мы впервые продемонстрировали опытный Як-130, оснащенный лазерным дальномером. Он позволяет обеспечить боевое применение в горных условиях, повысить точность определения координат цели и применения оружия. Так вот, эти новые возможности востребованы целом рядом стран Латинской Америки. Также на МАКС-2015 в составе Як-130 был впервые показан бортовой комплекс обороны "Талисман-НТ", который призван существенно повысить выживаемость Як-130 при выполнении ударных миссий. Контейнер разработан конструкторами из Белоруссии и уже сейчас предлагается на экспорт в составе самолетов Як-130. Следует подчеркнуть, что современная авионика Як-130 имеет открытую архитектуру. Это позволяет интегрировать на борт системы, предложенные самим заказчиком.
— Первая партия самолетов Як-130 была передана корпорацией "Иркут" белорусским военным в апреле 2015 года. В ходе авиасалона МАКС-2015 Минобороны Белоруссии и "Иркут" подписали контракт на поставку новой партии Як-130. Начались ли поставки, какое количество машин? Сколько Як-130 будет стоять на вооружении Белоруссии в целом? Будет ли создан центр по их регламентному обслуживанию в Белоруссии?
— Подписанный в минувшем году контракт предусматривает поставку министерству обороны Республики Беларусь четырех самолетов Як-130. Ранее в 2015 году ВВС РБ получили четыре первых самолета Як-130, которые успешно эксплуатируются. Вопрос о дальнейших закупках прорабатывается Минобороны РБ.
— Як-130 в 2015 году уже поступили на вооружение ВВС Народной Республики Бангладеш. Какие планы по дальнейшим поставкам в эту страну? Будет ли создан центр по их регламентному обслуживанию в Бангладеш?
— Поставки самолетов Як-130 ВВС Бангладеш планируется завершить в текущем году в полном соответствии с контрактом.
— Какие последние планы корпорации "Иркут" в отношении продвижения на рынок стран Латинской Америки вашего нового проекта — пассажирского лайнера МС-21?
— По нашим прогнозам, авиакомпаниям Латинской Америки в период до 2035 года потребуется около 1,8 тысячи новых среднемагистральных самолетов размерности МС-21. Потенциал продаж МС-21 в этом регионе оценивается специалистами в 100-150 воздушных судов. Наряду с продажами и общением с авиакомпаниями, ведется работа по формированию в регионе сети послепродажного обслуживания.
— Как продвигается проект самолета МС-21 в Бразилии и планируется ли там организация локализации производства отдельных авиакомпонентов?
— В настоящее время совместно с представителями местных властей одного из штатов Бразилии изучается возможность создания инфраструктуры для поддержки продаж и послепродажного обслуживания самолетов проекта МС-21.
— Сообщалось, что первая выкатка самолета МС-21 состоится в июне 2016 года, а первый полет — в декабре. Сохраняются ли эти сроки или по выкатке все-таки возможна небольшая подвижка "вправо"?
— Мы работаем строго по этому графику. Сроки не переносились.
— В 2016 году завод "ОДК-Пермские моторы" изготовит еще четыре опытных образца двигателя ПД-14. В целом какое количество лайнеров МС-21 планируется оснастить ПД-14 и сколько примерно самолетов в итоге будет летать с использованием двигателей Pratt&Whitney?
— Выбор типа двигателей для самолета МС-21 — это прерогатива заказчика.
— Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что проект МС-21 немного затронули санкции США в отношении России: один из американских поставщиков не сможет поставить углеродное волокно. Какой отечественный производитель выбран в качестве альтернативы?
— Полагаю, этот вопрос лучше переадресовать российской компании "АэроКомпозит".
— На завод корпорации "Иркут" в марте доставлена вторая консоль композитного крыла, изготовленного "АэроКомпозит" для МС-21. В настоящее время на заводе идут работы по стыковке фюзеляжа с первой консолью и монтаж систем самолета. На площадке "АэроКомпозит-Ульяновск" проводится сборка композитного кессона крыла, предназначенного для прочностных и статических испытаний в ЦАГИ, а также идет изготовление композитных консолей для статического МС-21. Какие ближайшие события ожидаются в программе испытаний МС-21?
— По программе МС-21 в настоящее время ведется сборка нескольких самолетов, предназначенных для летных и статических испытаний. Параллельно проходит большой объем работ и на целом десятке стендов, созданных в интересах проекта МС-21.
— Какие последние планы корпорации "Иркут" в отношении продвижения на рынок стран Латинской Америки самолетов семейства Су-30?
— В этом регионе мира мы наблюдаем немалый интерес к истребителям типа Су-30. Он связан с высокой репутацией, обусловленной в первую очередь надежностью этих самолетов, хорошо зарекомендовавших себя как в Военно-космических силах России, так и в целом ряде зарубежных стран, где российские машины семейства Су-30 давно стоят на вооружении.