Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
По итогам февраля Банк России стал крупнейшим покупателем золота среди центральных банков всех стран планеты. ЦБ РФ, по данным Международного валютного фонда (МВФ), увеличил свой золотой запас на 356 тысяч унций — более чем на 11 тонн. На втором месте в перечне МВФ находится Казахстан, купивший почти 85 тысяч унций (более 2,5 тонны). Однако есть еще Китай, не попавший в февральскую статистику Фонда, который, по данным Народного банка КНР, стал обладателем 320 тысяч унций золота (почти 10 тонн) — так что, второе место, вероятнее всего, принадлежит именно Поднебесной.
Среди стран, активнее других продающих золото, лидирует Турция, которая в феврале реализовала около 1,2 миллиона унций (более 37 тонн). Это более 7% всего золотого запаса страны.
Помощь отечественному производителю
"В условиях санкций Банк России видит в золоте альтернативу западным ценным бумагам", — полагает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Активная политика Центробанка на золотом рынке объясняется сразу несколькими причинами.
На первом месте — интересы российских золотодобывающих компаний и стремление ослабить зависимость российской финансовой системы от иностранной валюты, прежде всего от американского доллара, считает известный финансист, общественный примиритель на финансовых рынках Павел Медведев.
"Еще в бытность Верховного Совета России, прекратившего свое существование в 1993 году, в парламенте всячески лоббировался вопрос о том, чтобы убедить Центробанк приобретать золото у российских добывающих компаний, постоянно испытывавших проблемы с затоваренностью своей продукцией. Неоднократно поднималась такая проблема и в Государственной думе. Полагаю, Центробанк наконец внял этим просьбами и сделал закупки отечественного золота элементом своей политики. Тем более что в условиях международных санкций и усложнения отношений с западным миром такая мера обрела дополнительную необходимость", — говорит финансовый омбудсмен.
По данным Союза золотопромышленников России, в 2015 году в стране было произведено более 294 тонн золота — то есть примерно по 24,5 тонны в месяц. Павел Медведев не сомневается, что Банк России покупает золото именно у российских производителей. Тем более что у себя в стране он может приобретать драгоценный товар за рубли.
Не все золотодобывающие страны проводят именно такую политику. Например, Канада, входящая в десятку крупнейших производителей золота, предпочитает его продавать. Золотой запас этой страны чисто символический — он составляет всего 100 унций (чуть больше трех килограммов).
"Самые крупные покупатели золота сегодня — Россия и Китай. Именно эти страны наиболее заинтересованы в том, чтобы диверсифицировать свои золотовалютные резервы, снизить потенциальную зависимость своих финансовых систем от ведущих мировых валют — доллара и евро, следовательно, от Соединенных Штатов и Европейского союза", — утверждает Максим Осадчий.
"Готовность поддержать отечественных производителей золота сочетается у Банка России со стремлением не класть все яйца в одну корзину — увеличить в национальных резервах страны долю золота и, соответственно, уменьшить долю иностранных валют", — соглашается Павел Медведев.
"Очень плохой актив"
Вместе с тем в Центробанке не могут не понимать, что золотой актив по своим качествам значительно уступает другим активам — мировым валютам и ценным бумагам, убежден финансовый омбудсмен.
"Золото — очень плохой актив. Цены на золотом рынке гораздо менее стабильны, чем цены на валютном рынке и рынках ценных бумаг. Кроме того, намерение той или иной страны выставить на Лондонскую биржу большую партию золота практически невозможно сохранить в тайне — чисто физически. Поэтому всякая такая сделка всегда сопряжена с большим риском — трейдеры всегда успевают вовремя "уронить" цены", — объясняет Павел Медведев.
По его словам, золото — чрезвычайно неповоротливый актив. Например, в 1998 году, спасаясь от дефолта, Россия заняла $4 млрд. Для того чтобы выручить аналогичную сумму от продажи золота, необходимо продать 100 тонн металла. Трудно даже представить себе все технические трудности, связанные просто с транспортировкой такого количества золотых слитков, говорит Медведев.
"Золотой запас, в отличие от других активов, невозможно разместить на депозитах, и потому он всегда лежит "мертвым грузом", не принося никакого дохода в виде процентов. Зато требует немалых расходов на обеспечение его хранения и транспортировку", — добавляет Максим Осадчий.
Дополнительным риском является фактор цены. Осадчий напоминает, что в XIX веке золото резко подешевело из-за того, что были созданы более совершенные технологии его добычи. Новый технологический прорыв не исключен и в наши дни. Тогда все золотые запасы могут за короткое время существенно обесцениться, а быстро избавиться от них в силу крайне низкой мобильности этого актива не представляется возможным.
Диверсификация национальных резервов за счет увеличения доли золотого запаса должна производиться очень осторожно, полагают аналитики.
Согласно данным Всемирного золотого совета, в марте Россия по объемам официально объявленного золотого запаса продолжает занимать седьмое место в мире, располагая почти 1436 тоннами золота, что составляет без малого 14% всех национальных резервов страны. Предыдущую шестую строчку занимает Китай с 1778,5 тонны золота, но это — меньше 2% его национальных резервов. На первом месте — Соединенные Штаты, у которых 8133,5 тонны драгоценного металла. В национальных резервах США золото "весит" более 73%.