Су-25 (по кодификации НАТО: Frogfoot) – бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при визуальной видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских войсках получил прозвище "Грач".
Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году.
Постройка опытного самолета Т8 1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку.
С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.
Штурмовик Су-25 официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже восемь лет выпускался серийно, из них шесть лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане.
Летно-технические характеристики:
Размах крыла – 14,36 м
Длина самолета – 15,36 м
Высота самолета – 4,80 м
Площадь крыла – 33,70 кг
Масса пустого самолета – 9500 кг, нормальная взлетная – 14600 кг, максимальная взлетная – 17600 кг
Практическая дальность – 1850 км
Боевой радиус действия на высоте – 1250 км, у земли– 750 км
Практический потолок – 7000-10000 м
Максимальная высота боевого применения – 5000 м
Экипаж – 1 человек
Самолет имеет несколько модификаций: Су-25 первая серийная модификация штурмовика; Су-25УБ – двухместный учебно-боевой самолет для подготовки и тренировки летчиков (может решать боевые задачи в полном объеме); Су-25УТ (Су-28) – учебно-тренировочный самолет, является облегченным вариантом Су-25УБ; Су-25УТГ – двухместный корабельный учебно-тренировочный самолет; Су-25БМ — самолет-буксировщик мишеней; Су-25СМ – модернизированный вариант штурмовика Су-25; Су-25К, Су-25ТК, Су-25УБК — экспортные варианты самолета; Су-25Т – противотанковый самолет-штурмовик, существенная модернизация учебно-боевого самолета Су-25УБ; Су-25ТМ – модернизированный самолет-штурмовик (развитие Су-25Т), не имеет мировых аналогов.
Вооружение серийного армейского самолета-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.
Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 килограмм, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных управляемые ракеты (УР) воздух воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.
Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК 8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.
Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 году.
В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Анголы, Афганистана, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Ирака, Ирана, Казахстана, КНДР, Перу, Республики Конго, Словакии, Судана, Туркменистана, Украины, Узбекистана, Чехии, Чада, Экваториальной Гвинеи, Эритреи, Эфиопии и др.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников