Преподобный Алексий, человек Божий
Документальных исторических свидетельств о жизни преподобного Алексия не сохранилось, его история известна только по житию, которое много веков было широко известно и популярно как на Востоке, так и на Западе. Древнейший его текст был составлен во второй половине V — начале VI веков в Сирии на основе устного предания. А в IX веке появилась его греческая версия.
Согласно житию, Алексий родился в знатной семье римлян-христиан. Когда сын вырос, родители выбрали ему невесту, но после обручения Алексий отдал девушке обручальное кольцо, сказав: "Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью", и покинул родной дом.
Добравшись до Сирии, он с погонщиками мулов дошел до Едессы и 17 лет жил там милостыней, проводя все время в молитве. За это время он так изменился, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына, попав в Едессу, подали ему милостыню, не узнав его.
Между тем, по всей Сирии уже шла молва о святости Алексия, и он, смущенный мирской славой, бежал из Едессы, хотел было на корабле перебраться в Тарс, но попал в бурю, прибившую судно к итальянскому берегу. Приняв это как волю Божию, Алексей вернулся в родительский дом и неузнанный поселился в каморке под лестницей как нищий приживал. Так прошли еще 17 лет. Только перед самой его кончиной в 417 году папе Иннокентию I было откровение о месте нахождения праведника. В руке у усопшего был свиток, из которого папа и все остальные узнали, кем он на самом деле был.
Тело Алексия было выставлено для прощания на площади. Папа и император лично несли святого в погребальной процессии. Похоронили его на Авентинском холме в Риме, в базилике святого Вонифатия (Бонифация), где мощи его доныне лежат под главным престолом.
В 977 году папа Бенедикт VII передал церковь святого Вонифатия митрополиту Сергию Дамаскину, и тот основал при ней монастырь для монахов греческого и латинского обрядов, прославившийся как "Обитель святых". Благодаря вышедшим из нее многочисленным миссионерам и проповедникам житие святого Алексия стало широко известным в Европе. О нем рассказывается и в "Золотой легенде" (самом популярном в средневековой Европе сборнике житий святых) и в Vita dei Patri.
В Россию почитание святого Алексия, человека Божия перешло из Византии. Древнейшая славянская версия жития была переведена в конце XI века и вскоре стала излюбленным чтением на Руси. Но особенно популярным оно стало во второй половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, чьим небесным покровителем считался святой.
Особое значение в почитании святого Алексия играли духовные стихи. Эти произведения (изучено более 70 их вариантов) до начала XX века пользовался в России, Белоруссии и на Украине особой популярностью у певцов-профессионалов, сказителей-былинщиков, лирников и слепых певцов, "калик перехожих".