Рейтинг@Mail.ru
Глава ВНИИ "Сигнал": в разработке четвероногий боевой робот "Рысь" - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Новое оружие России
Новое оружие России

Глава ВНИИ "Сигнал": в разработке четвероногий боевой робот "Рысь"

© Фото : ВНИИ "Сигнал"Генеральный директор ВНИИ "Сигнал" Владимир Шашок
Генеральный директор ВНИИ Сигнал Владимир Шашок
Читать ria.ru в
Дзен
Генеральный директор ВНИИ "Сигнал" Владимир Шашок рассказал в интервью РИА Новости о новых проектах по созданию российских роботов будущего, развитии отечественных систем автоматизированного управления огнем и участии в работах по космодрому Восточный.

Расположенный в Коврове Всероссийский научно-исследовательский институт "Сигнал" (АО ВНИИ "Сигнал", входит в холдинг Ростеха "Высокоточные комплексы") — ведущий в России разработчик комплексов и средств автоматизированного управления огнем артиллерии Сухопутных войск, а также систем наведения и стабилизации вооружения СВ, ВМФ и ВКС. Кроме того, предприятие в последние годы ведет активную работу по созданию робототехники военного назначения. "Сигнал" в составе "Высокоточных комплексов" принимает участие в открывшейся в понедельник в индийском штате Гоа выставке сухопутных и военно-морских вооружений Defexpo India 2016. О новых проектах по созданию российских роботов будущего, развитии отечественных систем автоматизированного управления огнем и участии в работах по космодрому Восточный в интервью корреспонденту РИА Новости Александру Неваре рассказал генеральный директор ВНИИ "Сигнал" Владимир Шашок.

— Владимир Николаевич, какие задачи сегодня стоят перед ВНИИ "Сигнал"? По каким направлениям ведется работа?

— ВНИИ "Сигнал" сегодня продолжает разработки по своим традиционным направлениям: комплексы и средства автоматизированного управления огнем артиллерии Сухопутных войск; системы наведения и стабилизации вооружения; системы навигации и топопривязки; гидрообъемные трансмиссии, электрогидравлические системы управления и гидромашины.

В 2013 году основано новое направление — разработка робототехнических систем, в рамках которого при участии ведущих технических университетов страны запущена научно-исследовательская работа по созданию робототехнических комплексов. Кроме того, с 2000-х годов мы ведем разработки в гражданской космической сфере — "Сигналом" спроектированы электрогидроприводы дистанционного управления для космодрома в Куру (Французская Гвиана) и российского космодрома Восточный, а также приводы для модернизации стартовых комплексов космодрома Байконур.

Всего за годы существования института выполнено более 800 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрены в серийное производство свыше 250 изделий.

— Расскажите о новейшем направлении для "Сигнала" — робототехнике. Чего уже удалось добиться в этой области?

— В рамках одного из проектов — опытно-конструкторской работы (ОКР) "Рысь" — мы создаем многофункциональный биоморфный робототехнический комплекс. У робота будет четыре ноги, то есть он будет похож на некое четвероногое существо. Рассматриваются три варианта целевой нагрузки: робот разведки, робот боевой поддержки и робот для переноски грузов. Боевой робот, скорее всего, будет оснащаться пулеметом, возможна установка противотанковых управляемых ракет (ПТУР). В России аналогов этого проекта нет вообще, в мире их можно пересчитать по пальцам. Работа инициативная, ведется за счет средств предприятия.

Другой наш проект — "Удар". Он предполагает роботизацию БМП-3. В данном случае мы не создаем целиком робота с нуля вместе с шасси, а разрабатываем унифицированную систему управления и устанавливаем ее на штатные образцы бронетехники, которые уже имеются в войсках. БМП-3 оснащается системой управления со всеми необходимыми узлами и блоками. В результате получается многофункциональный робототехнический комплекс.

Целевая нагрузка может быть и боевой, и разведывательной. Комплекс может управляться дистанционно, мы также прорабатываем возможность автономности движения. Преимущество полностью автономного варианта заключается в следующем: во-первых, он движется в режиме радиомолчания, когда мы ничего от робота не получаем и не передаем по радиоканалам; во-вторых, достигается автоматизация рутинных действий, например для перевозки грузов — первый раз робот запоминает маршрут, а затем уже курсирует по нему самостоятельно.

Особо отмечу, что сохраняется и возможность экипажного режима движения. Захотели — поехал человек, а где опасно или какие-либо особые условия — едет как робот.

— Кроме "Удара" и "Рыси", есть ли другие проекты по робототехнике?

— Да, один из них — дистанционно управляемый робототехнический комплекс для медицинских служб на базе легкобронированного гусеничного шасси МТЛБ. Он способен обнаруживать раненых, загружать их внутри машины и даже оказывать первичную медицинскую помощь (маска, инъекции и т.д.). Нами уже создан действующий макетный образец.

— Если говорить о традиционной сфере "Сигнала", комплексах автоматизированного управления огнем, по каким направлениям идет их дальнейшее развитие?

— ВНИИ "Сигнал" является разработчиком ряда комплексов автоматизированного управления огнем для самоходной, буксируемой и реактивной артиллерии, созданных в период с 1968 по 2006 годы при выполнении ОКР "Машина", "Машина-Б", "Реостат", "Фальцет" и "Капустник". Следует отметить, что в этой работе наше предприятие является первопроходцем и разработанные комплексы автоматизированного управления огнем подразделений артиллерии сухопутных войск ранее ни в нашей стране, ни за рубежом не разрабатывались и не выпускались. В настоящее время серийно выпускаются разработанные нами комплексы автоматизированного управления огнем "Машина-М" и "Капустник-Б", а также автоматизированные системы управления наведением и огнем для орудий ствольной и боевых машин реактивной артиллерии. Кроме того, принят на вооружение комплекс автоматизированного управления огнем дивизиона четвертого поколения 1В181, созданный в рамках ОКР "Ринг-2".

Практически завершены работы по разработке в рамках ОКР "Канонада" наиболее совершенных в настоящее время комплексов управления огнем 1В197 и 1В198, предназначенных для автоматизации управления огнем подразделений ствольной и реактивной артиллерии, оснащенных автоматизированными системами наведения и огнем. В целом эти средства автоматизации обеспечивают открытие огня по разведанной и засеченной средствами подразделения цели при развертывании в боевой порядок с ходу в течении не более четырех минут. А при нахождении огневых средств подразделения на подготовленных огневых позициях — не более 40 секунд. Ранее выполнение таких задач занимало десятки минут. Использование средств автоматизации комплексов позволяет выполнять огневые задачи при произвольном расположении орудий в заданном районе огневых позиций, совершать противоогневой маневр, в кратчайшее время поражая цель последовательно с двух и более огневых позиций.

Аппаратура современных комплексов управления во взаимодействии с автоматизированной системой управления наведения и огнем орудий ствольной артиллерии, разработанные нашим предприятием, обеспечивают расчет установок для стрельбы и поражение цели при выполнении так называемого огневого налета одним орудием. При этом несколько снарядов из одного и того же орудия запускаются в цель по разным баллистическим траекториям.

Расчет производится таким образом, что все выпущенные снаряды достигают цели одновременно. При выполнении огневой задачи этим способом подразделением ствольной артиллерии эффективность поражения цели практически сопоставима с эффективностью поражения цели подразделением реактивной артиллерии. Впервые реально такой способ обстрела цели был продемонстрирован нами вместе с нашими коллегами из АО "Уралтрансмаш" в ходе проведения выставки вооружения, военной техники и боеприпасов в Нижнем Тагиле в 2013 году.

— Ведется ли работа по машинам управления для других систем вооружения (кроме артиллерии)?

— ВНИИ "Сигнал" занимается разработкой специализированной машины управления командира батареи самоходного противотанкового ракетного комплекса "Хризантема-С", также не имевшей до последнего времени аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом.

На предприятии, помимо разработки новых, не прекращаются активные работы по модернизации уже созданных комплексов управления огнем. Работая в широкой кооперации с нашими давними партнерами — поставщиками комплектующих изделий, главным в этой работе мы видим применение в составе нашей продукции более совершенных средств разведки и наблюдения, связи и передачи данных, топопривязки и навигации, вычислительных средств и средств метеообеспечения.

Отмечу также, что "Сигнал" успешно продолжает развитие своего традиционного направления — стабилизаторов вооружения. Эти системы имеют огромное значение для эффективного применения боевой техники. Как говорил Борис Васильевич Новоселов (профессор, доктор технический наук, основатель направления следящих приводов во ВНИИ "Сигнал"), "приводы — это мускулы оружия". Так, нами в последние годы разработан электромеханический стабилизатор вооружения 2Э58. Новая система позволяет реализовать режим так называемого тихого наблюдения, когда наводчик и командир танка могут вращать башню, поднимать и опускать пушку, вести огонь без включения двигателей — только благодаря работе аккумулятора танка.

— Какова роль "Сигнала" в работе по созданию стартового комплекса Восточного? Какие технологии институт может предложить космосу?

— В 2005 году к ВНИИ "Сигнал" обратилось ФГУП "Конструкторское бюро общего машиностроения" с предложением принять участие в проектировании и изготовлении электрогидроприводов дистанционного управления стартовой системой (ЭГПДУ СС). Работа возникла в результате заключения контракта между Роскосмосом и французской компанией Arianespace на строительство в Куру во Французской Гвиане космодрома для запуска РН (ракеты-носителя) "Союз-СТ". Для России такая задача не была новой, она заключалась в проведении модернизации космического комплекса, построенного еще для запуска в космос космического корабля Юрия Гагарина. Однако электрогидравлическая система управления исполнительными органами стартового комплекса (СК), надежно прослужившая многие годы и спроектированная еще в 50-е годы ЦНИИАГ, уже морально устарела и требовала модернизации. Для нас это была первая работа в области космонавтики, которая была осуществлена успешно и в короткие сроки: в 2006 году институт получил техническое задание, а в 2011 году уже был осуществлен запуск ракеты.

"Сигнал" вел разработки нескольких составляющих СК. Это система с электрогидравлическим приводом дистанционного управления, предназначенная для перемещения опорных ферм, которые, в свою очередь, предназначены для приема РН от установщика и удержания ракеты-носителя в вертикальном положении до момента старта. Кроме того, мы разработали приводы верхней и нижней кабельных мачт, устройства направляющих для выставления ракеты. Была выработана новая гидравлическая схема, основанная на использовании четырех раздельных насосных установок, каждая из которых устанавливается в своем основании опорного кольца и обеспечивает функционирование опорной фермы, устройства направляющего и нижней кабельной мачты. В процессе проектирования пришлось решать сложные конструкторские задачи, применять и осваивать новые материалы.

Например, исходя из сложных климатических условий Гвианы, 100% влажности воздуха, при температуре +35 °C пришлось применить новую краску для лакокрасочного покрытия агрегатов.

С учетом положительных результатов работы во Французской Гвиане, "Сигнал" был привлечен и к модернизации Байконура. С 2013 года приоритетом стал Восточный, хотя работа по Байконуру продолжается. В оперативном порядке на базе задела по Байконуру и Куру мы разработали документацию, изготовили опытные образцы. Если сравнивать с системой управления, разработанной ЦНИИАГ и используемой на космодроме Байконур, то в стартовом комплексе Восточного намного больше датчиков, предусмотрена возможность диагностики. На сегодня по Восточному завершены автономные испытания оборудования ЭГПДУ СС. Сейчас устраняются замечания. Если говорить в целом, то система стала более надежной, более плавной. Она выстроена полностью на российской элементной базе. Все исполнительные двигатели (насосы), датчики — наши.

— Участвует ли ваше предприятие в работах по развитию космодрома Плесецк?

— В данный момент по конструкторской документации (КД), разработанной в рамках модернизации космодрома Байконур, ведется изготовление ЭГПДУ СС и ЭГП мачты СМ575 для космодрома Министерства обороны Плесецк. Данная система обладает всеми преимуществами космодрома Восточный, а также, учитывая гамму использования РН, оснащена дополнительными приводами вертикализации и подьема поворотного кольца, обеспечивающими прицеливание РН с высокой точностью.

Мы ожидаем, что разработки ВНИИ "Сигнал" применительно к ракетно-космическим комплексам получат дальнейшее развитие.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала