До Кубинской революции 1959 года вся экономика острова была тесно связана с экономикой США.
Американские фирмы контролировали более двух третей экономики Кубы, в том числе 90% горнодобывающей промышленности, 90% электрической отрасли и телефонных фирм, 80% коммунальных предприятий, 80% потребления горючего, половину посевов сахарного тростника.
За семь предреволюционных лет американские компании вывезли из страны 800 миллионов долларов прибыли. В жертву производству сахара для рынка США были принесены другие отрасли хозяйства. В результате Куба превратилась в импортера важнейших для страны продовольственных, потребительских и сырьевых товаров.
Куба была связана с США тесными узами военно-политического сотрудничества. На кубинской территории с 1903 года находится военно-морская база США в бухте Гуантанамо.
Небывалые масштабы приняло американское влияние в области средств информации, просвещения, идеологии и культуры.
Ухудшение отношений между Кубой и США началось практически сразу после прихода к власти правительства Фиделя Кастро. Революционные преобразования на Кубе начались в мае 1959 года: были экспроприированы частные землевладения, национализированы сахарные заводы, телефонные и электрические компании, принадлежавшие американцам. В сентябре 1960 года кубинцы национализировали филиалы североамериканских банков. Все предложения со стороны США об урегулировании имущественных отношений были отвергнуты революционными властями.
19 октября 1960 года американское правительство объявило о полной экономической блокаде Кубы, прекратив все операции по фьючерсным контрактам на поставку нефти новому коммунистическому строю и экспорту сахара. Каждый последующий президент США добавлял свои декреты или законы по ужесточению эмбарго.
3 января 1961 года США разорвали дипломатические отношения с Кубой.
В апреле 1961 года Соединенные Штаты поддержали высадку отряда в 1500 вооруженных кубинских оппозиционеров в заливе Кочинос. Акция потерпела полную неудачу; отряд был разгромлен.
В январе 1962 года Вашингтон добился исключения Кубы из Организации американских государств (ОАГ). Все страны Латинской Америки, кроме Мексики, по настоянию США разорвали дипломатические и экономические отношения с Кубой. В США обсуждалась возможность прямой интервенции на остров американских вооруженных сил.
Высшей точкой напряженности в кубино-американских отношениях стал Карибский ракетный кризис 1962 года, когда на Кубе были размещены советские ракеты с ядерными боеголовками, нацеленными на США.
В феврале 1963 года в США был принят специальный закон о контроле за кубинскими активами (Cuban Assets Control Regulations). Запретительные меры стали основным рычагом американской политики по отношению к Кубе. В 1966 году был введен запрет на посещение Кубы гражданами США.
В 1960-х и 1970-х годах во внешней политике правительство Фиделя Кастро проводило курс на противостояние США и их союзникам.
В конце 1970-х годов были ослаблены ограничения для поездок американцев на Кубу и кубинцев в США, а кубинским эмигрантам было разрешено посещать родину.
30 мая 1977 года США и Куба пришли к соглашению об обмене с 1 сентября дипломатическими представителями на уровне отделов интересов двух стран.
В 1982 году США включили Кубу в список стран, поддерживающих терроризм в связи с "призывами к революции в Западном полушарии".
Процессы, происходившие в 1990-е годы в мире, послужили определенным стимулом и для развития кубино-американских отношений.
Начало либерализации экономической блокады Кубы положил Закон о пересмотре торговых санкций (Trade Sanctions Reform Act), подписанный в 2000 году президентом Клинтоном. Этот закон разрешил продажу Кубе широкого ассортимента продукции сельского хозяйства: от продуктов питания до удобрений и древесины.
Кубинское правительство осудило теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Кубу стали активно посещать американские законодатели и общественные деятели. В начале 2002 года Фидель Кастро принял многочисленную группу американских законодателей и бизнесменов, которые по итогам встречи заявили о своей готовности отстаивать законопроекты по снятию эмбарго. Все это способствовало некоторому потеплению отношений между странами.
В мае 2002 года Кубу посетил экс-президент США Джимми Картер, предложивший для нормализации отношений между двумя странами план из четырех пунктов: снятие ограничений на поездки на Кубу; отмена эмбарго; решение имущественных споров, вызванных национализацией американской собственности после революции 1959 года; использование кубинской диаспоры в США как моста для сближения двух стран.
Во время президентства Джорджа Буша-младшего, несмотря на сохраняющееся эмбарго, фермерское лобби в конгрессе США добилось разрешения на поставку на Кубу сельхозпродукции.
Президент Барак Обама неоднократно говорил о новом подходе к отношениям с Кубой и о том, что США могут пересмотреть санкции против Кубы.
10 декабря 2013 года кубинский руководитель Рауль Кастро лично встретился на похоронах Нельсона Манделы в ЮАР с президентом США Бараком Обамой, и они пожали друг другу руки. Это стало первым случаем со времени кубинской революции 1959 года, когда лидеры двух стран имели личную встречу.
В июне 2014 года, как сообщило уругвайское издание Busqueda со ссылкой на источники в официальных кругах, президент Уругвая Хосе Мухика передал кубинскому лидеру Раулю Кастро послание от президента США Барака Обамы. Кастро выразил готовность к сближению с Вашингтоном, но только в том случае, если США не будут навязывать свое мнение.
17 декабря Гавана освободила американского гражданина Алана Гросса, который находился в заключении с 2009 года. Его, а также другого гражданина США, обменяли на трех кубинцев, которые были обвинены в шпионаже и отбывали заключение в США.
В этот же день президенты США и Кубы Барак Обама и Рауль Кастро провели часовую телефонную беседу, впервые со времени кубинской революции.
Стороны обсудили предстоящие изменения в отношениях двух стран, обмен заключенными. Лидеры двух стран также обсудили потенциальное сотрудничество по таким проблемам как Эбола, противодействие терроризму и контрабанде.
17 декабря президент США Барак Обама официально объявил о нормализации отношений с Кубой, включая восстановление дипотношений, снятие ряда ограничений в финансах, торговле и поездках на остров, а также готовящееся исключение Кубы из списка государств — спонсоров терроризма. Обама также заявил, что готов к переговорам с конгрессом США о снятии более чем полувекового американского эмбарго. Обама признал, что политика блокады "не соответствовала интересам США" и "почти не имела эффекта".
С декабря 2014 года, когда США и Куба объявили о потеплении отношений, в Вашингтоне и Гаване были проведены несколько раундов переговоров по разным вопросам.
10 апреля 2015 года президент США Барак Обама и кубинский лидер Рауль Кастро поприветствовали друг друга и обменялись рукопожатиями на открытии Саммита Америк в Панаме. Дружественный жест президента США в отношении кубинского лидера был показан в прямом эфире мировыми СМИ и вызвал большой резонанс.
14 апреля президент США Барак Обама направил в конгресс письмо об исключении Кубы из числа стран, поддерживающих терроризм.
1 июля Обама объявил о восстановлении дипломатических отношений с Кубой и об открытии посольств.
20 июля США и Куба официально восстановили отношения. Кубинская сторона открыла свое посольство в Вашингтоне в тот же день, американская подняла флаг над миссией в Гаване 14 августа в присутствии госсекретаря Джона Керри.
18 сентября США вновь ослабили торговое эмбарго против Кубы. В частности, был отменен ряд ограничений на поездки, денежные переводы, открытие на Кубе представительств компаний, захода судов в порты островного государства.
18 сентября президент США Барак Обама и кубинский лидер Рауль Кастро провели встречу во время визита Кастро в США для участия в сессии ГА ООН, на которой обсудили дальнейшее сотрудничество двух стран.
29 сентября лидеры США и Кубы провели двустороннюю встречу на полях ГА ООН в Нью-Йорке, в ходе которой стороны обсудили двусторонние отношения и ряд вопросов международной повестки.
В декабре Куба и США достигли соглашения по восстановлению коммерческого авиасообщения между двумя странами и договорились о возобновлении прямого почтового сообщения.
16 февраля 2016 года Вашингтон и Гавана подписали соглашение о возобновлении прямого авиасообщения.
15 марта департамент Минфина США по контролю за иностранными активами и департамент торговли объявили о существенных поправках к положению о кубинских активах. Изменения, в частности, позволяют регулярное воздушное сообщение между Соединенными Штатами и Кубой.
21-22 марта президент США Барак Обама совершит официальный визит на Кубу. Это будет первый визит на "Остров Свободы" действующего главы американского государства за последние почти 90 лет.
Гавана выдвигает свои условия для продолжения диалога. Прежде всего, это отмена многолетнего экономического эмбарго со стороны США. Ещё одним обязательным условием является возвращение Кубе военной базы Гуантанамо, а также отказ от планов по созданию внутрикубинской оппозиции и отмена миграционных преференций для эмигрантов с Кубы.
Полностью отменить экономическую блокаду, введенную в отношении Острова Свободы, могут только американские законодатели, но сторонники такого шага пока не составляют большинства в конгрессе. Президент США в состоянии отменять только отдельные положения санкционного режима.
Как установил конгресс, американское эмбарго против Кубы может быть снято только в том случае, если будут урегулированы примерно 6 тысяч исков к Кубе примерно на 8 миллиардов долларов. При этом кубинский лидер Рауль Кастро заявил, что США должны Гаване больше 300 миллиардов долларов в уплату ущерба от полувекового торгового эмбарго.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников