Обама во вторник направил в конгресс письмо об исключении Кубы из списка стран, поддерживающих терроризм, в котором страна находилась с 1982 года в связи с "призывами к революции в Западном полушарии". Как отмечают американские СМИ, президенту США не требуется одобрение конгрессменов для исключения Кубы из списка, но в случае несогласия с решением они имеют право в течение 45 дней принять отдельный закон, препятствующий его реализации. В Белом доме подчеркнули, что экономические санкции против Кубы сохранятся, будут сняты только санкции, предусмотренные для стран-спонсоров терроризма.
Замдиректора Института Латинской Америки Николай Калашников считает, что решение Обамы можно охарактеризовать положительно, поскольку оно направлено на нормализацию отношений между Кубой США. Но этот шаг не решает всех проблем.
"Мы можем рассматривать это как неплохой шаг в сторону нормализации, который не решает всех проблем. Главное, конечно, это отмена экономических санкций, но пока сомнительно, что такой закон пройдет через конгресс", — заявил он.
Помимо этого, на пути нормализации стоит решение проблемы Гуантанамо. Куба ставит законный вопрос о возврате ей базы Гуантанамо, добавил эксперт. Поэтому нормализация отношений США и Кубы будет долгосрочным процессом, который займет определенное время.
"Вопрос о нормализации отношений — это вопрос долгосрочный, будут поэтапно предприниматься шаги в этом направлении, на которые администрация США способна без одобрения конгресса. А дальше уже посмотрим, на каком уровне отношений Обама передаст свою власть приемнику и какова будет политика следующей администрации", — заявил Калашников.
Главный редактор журнала "Латинская Америка" Владимир Травкин также подчеркнул долгосрочный характер процесса нормализации американо-кубинских отношений, обратив внимание на внутриполитические факторы, не позволяющие Обаме быстро реализовывать новую внешнеполитическую стратегию. Эксперт считает, что Обама намеренно не стал включать вопрос о снятии экономических санкций с Кубы, сохраняя тем самым возможность для прохождения решения, что говорит об остающихся трудностях.
"Экономические санкции являются самыми главными в контексте обсуждения улучшения отношений между Гаваной и Вашингтоном…. Но эта оговорка про сохранение санкций показывает, что трудности остаются. И это, скорее всего, делается с тем, чтобы добиться от конгресса одобрения первого шага и добиваться желаемого результата — улучшения отношений Гаваны и Вашингтона постепенно, пошагово. В общем, предстоит достаточно сложная борьба", — считает Травкин.
Говоря о том, станет ли конгресс принимать закон, препятствующий реализации решения Обамы, Травкин отметил, что этот шаг администрации США будет как минимум раскритикован конгрессменами. В этой связи важным фактором является начавшаяся предвыборная гонка в стране.
"Сейчас начинается все более активная кампания к будущим президентским выборам в США, и республиканцы будут использовать все площадки для того, чтобы ослабить позиции своих конкурентов-демократов. И вот этот проект исключения Кубы из списка стран-спонсоров терроризма будет очень сильно раскритикован в конгрессе. К чему это окончательно приведет, сказать трудно, но то, что это будет очень громкая кампания, — абсолютно ясно", — сказал эксперт.
Калашников отмечает, что налаживание отношений с Кубой улучшает имидж США в Латинской Америке и является частью более широкой стратегии по восстановлению позиций страны в регионе. В этой связи он напомнил заявление, сделанное на прошлой неделе Обамой на "Форуме гражданского общества" в Панаме. Президент США тогда заявил, что времена, когда могли безнаказанно вмешиваться в дела стран Латинской Америки, остались в прошлом.
"В последние годы США, можно сказать, упустили Латинскую Америку, мы говорили о сдвиге, дрейфе влево Латинской Америки. В целом ряде стран — не только Куба, Венесуэла и Эквадор, но и Аргентина, Уругвай — произошел определенный сдвиг влево тех правительств, которые пришли к власти. Естественно, это не может не беспокоить США, которые, наконец, озаботились тем, что происходит у их ближайших соседей", — заявил он.
"США раньше считали Латинскую Америку своей вотчиной, достаточно безраздельно хозяйничали и навязывали свою политическую волю руководству латиноамериканских стран. Сейчас этого нет, учитывая провалы политики США на Ближнем Востоке, им необходимо заручиться поддержкой своих соседей и нормализовать отношения, пытаться восстановить былые позиции", — заключил он.
Обама и кубинский лидер Рауль Кастро объявили в декабре 2014 года о предстоящем восстановлении дипломатических отношений, прерванных более 50 лет назад, а также о нормализации отношений, включая снятие ряда ограничений в финансах, торговле и поездках на остров, а также готовящееся исключение Кубы из списка государств-спонсоров терроризма. Обама также заявил, что готов к переговорам с конгрессом США о снятии более чем полувекового американского эмбарго. Он признал, что политика блокады "не соответствовала интересам США" и "почти не имела эффекта".